1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то,
что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и
от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до
сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой
нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в
этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в
Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение -
третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не
заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами:
Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства.
Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств. Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ
Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков
на форуме
Рубрика ТОРА И БИЗНЕС -
статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле
ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков
на форуме
2. 1/6 часть в торговле
ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока
на форуме
3. Время ликвидации сделки
ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока
на форуме
4. Отказ от претензий
ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока
на форуме
Есть разрешение рассказывать ЛАШОН АРА на пользу, а не для того, чтобы человека очернить, и Хофец Хайм пишет о известных семи условиях, которые ограничивают это разрешение рассказывать ЛАШОН АРА ради пользы. Некоторые утверждают, что после того, как хорошо выучишь эти семь условий, то получиться, что разрешение это только теоретическое.
Одним их видов разрешающих ЛАШОН АРА для пользы может быть случай, когда человек беспокоиться. Например, поругался с начальством. И если рассказать, что произошло, то начальство представиться в очень неприглядном виде. Но его это настолько съедает, что может закончиться тем, что придётся принимать таблетки.
Служение ради получения награды не запрещено и тот, кто служит ради награды может быть праведник, но чтобы подняться на ступеньку выше, служение должно быть не за награду.
В гмаре БАВА МЕЦИЯ есть спор между Равом и Шмуэлем каким образом вычисляем шестую часть. Рав говорит однозначно - шестая часть от стоимости товара. Т.е если стоимость товара 6 динаров, а его продали за 5 или за 7, в этом случае разница будет в 1 динар и это как раз 1/6 часть от его стоимости...
Однако Его мудрость постановила, для того, чтобы это благо было полным и действительно совершенным подобает чтобы тот, кто будет наслаждаться, был бы хозяином этого блага, чтобы это благо было его.
РАМБАМ. Сколько должна быть разница в цене, чтобы была обязанность вернуть эту разницу, не важно продавцу или покупателю? Шестая часть. Пример. В одном случае был продан товар, который стоит 6 динаров за 5, т.е. здесь была ОНАА у продавца, во втором случае когда вещь, которая стоит 6 продали за 7. Первые два случая, которые РАМБАМ приводит, они согласно всем мнениям. Шмуэль согласен и Рав согласен что здесь есть шестая часть от стоимости товара. Второй случай, он уже только по мнению Шмуэля. Если вещь, которая стоит 5 динаров продали за 6 или вещь, которая стоит 7 продали за 6.
Так или иначе Творение создаётся не совершенным, оно должно усовершенствовать себя, довести себя до совершенства и тем самым достигнуть уподобления Творцу...
Тема этого урока - время, которое дали мудрецы для того, чтобы человек мог опротестовать сделку и пожаловаться на разницу в ценах. В мишне уже была высказана основа, что это время столько, сколько требуется человеку для того чтобы показать свою покупку кому нибудь из своих близких, или человеку, который разбирается в торговле.
"Если человек сам лично не знает, что кандидат на работу ворует, а только по наслышке, ему так сказали, даже если мы скажем, что можно рассказать об этом, для того, чтобы тот кто думает принимать на работу остерёгся, нельзя рассказать это как факт. А только можно сказать - я слышал об этом."
ШУЛЬХАН АРУХ ХОШЕН МИШПАТ. До какого времени человек может подать иск о возвращении разницы в цене или о аннулировании сделки? До того времени, когда сможет показать это торговцу или родственнику, которые скажут ему, что он переплатил. Если он протянул время больше, то потребовать возвращения не может. Но если человек сможет доказать, что у него были непреодолимые обстоятельства, тогда он всё ещё может подать иск по поводу ОНАА.
Если я вижу что Реувен собирается взять в компаньоны Шимона, и не очень хорошо знаком с ним, а я хорошо с ним знаком и знаю, что у него лёгкое отношение к чужому имуществу, есть обязанность предупредить Реувена.
Учили. Если человек вступает в сделку, но говорит - у меня условие. Чтобы ты принял на себя обязательство, что не будет претензий по разнице в цене. По мнению Рава это условие нелегитимно, по мнению Шмуэля это условие действительно и он не сможет подать иск по поводу разницы в цене.
Во всех случаях, когда речь идёт о разрешении говорить ЛАШОН АРА для того, чтобы предотвратить какой то ущерб, ущерб должен быть реальный, и его вероятность достаточно высока.
Совпадает ли этот спор с другим спором очень похожим на первый взгляд, между раби Меиром и раби Йегудой по поводу ситуации, когда человек ставит условие против закона Торы?
Урок 16. О тайнах мироздания. О роде человеческом.
Алтер ребе говорил, что нельзя верить в свои способности, если 99 раз победил свой ЕЦЕР, то это не значит что ты теперь его одной левой... Только ты чуть чуть успокоился, он тут же нанесёт удар которого ты не ждёшь, и удар может быть сокрушительный.
Если человек давно порвал со страхом перед Б-ом и ему на всё наплевать и он не исполняет заповеди тогда можно о нём рассказывать без всяких ограничений.
Мишна МАСЕХЕТ БАВА МЕЦИЯ. Жалоба на разницу в цене может быть как со стороны продающего так и со стороны покупающего. Точно также, ещё одно равноправие, нет разницы между простым потребителем и торговцем. По мнению раби Йегуды торговец не может жаловаться на разницу в цене.
Урок 17. Исключения в исках по несоответствию цен.
Есть ли какие нибудь области, в которых нет ОНААТ МАМОН, не могут быть иски по несоответствию цен? Мишна БАВА МЕЦИЯ. Есть ряд вещей, в которых не может быть претензий на несоответствие цен. Рабы, векселя, недвижимость а также имущество, посвящённое Храму.
Урок 18. О тайнах мироздания. О роде человеческом.
"Вот по этой причине были сотворены два мира, этот мир и мир грядущий. Этот мир, с соответствующими ему условиями и законами, которые в нём управляют. Это те вещи, которые необходимы человеку всё то время, в которое он прикладывает старание для самосовершенствования. Грядущий мир - это уже совсем другое. Там уже всё то, что необходимо человеку для периода получения награды."
"А если человек его упрекнул, а он послушал и не воспринял эту критику? Освободился ли тогда человек от необходимости критиковать? Откуда мы учим что нужно снова и снова его критиковать?"
Урок 18. Исключения в исках по несоответствию цен.
Видели мы отрывок из гмары, в котором гмара спросила, то, что мы говорим про эти вещи, перечисленные в Мишне, на которые не распространяется закон ОНАА, означает ли это что нельзя здесь требовать возврата разницы в цене, или означает это больше, что даже там, где бы речь шла о таком завышении цены, которое позволяет аннулировать сделку, то здесь, в случае с недвижимостью, рабами, векселями, посвящениями в Храм нельзя аннулировать сделку?
Урок 20. О тайнах мироздания. О роде человеческом.
Человеку было повелено, что от всех деревьев этого сада ты можешь есть, но от "Дерева познания добра и зла" - не трогай. После того, как он согрешил, Тора говорит - вот теперь он различает добро и зло. Получается, что до того как согрешил, он не различал добра и зла?
Интрига наша начинается с противоречия между несколькими местами а Талмуде, которые явно противоречат друг другу. С одной стороны Талмуд говорит, что нет смысла и нет заповеди критиковать человека, который не прислушается к критике, с другой стороны мы видели в другом месте Талмуда, гмара Бейца, где рассматривается принцип о том, что лучше чтобы люди нарушали по ошибке, не зная закона, чем нарушали бы зная закон.
Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков
на форуме
Воспитание детей
По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков
на форуме
Великое искусство возвращения домой
После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах.
А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах:
«Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам
гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто?
Что авторы рекламы имели ввиду?
Читать дальше...
Давайте спросим у детей
Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться?
Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи?
Что детям нужно от нас, взрослых?
Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что?
Читать дальше...
Рав Цви Каплан "Строгие родители"
Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в
нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть
больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик.
«Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень
спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни.
Читать дальше...