Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Главная » FAQ » Шабат
На Ваши вопросы отвечает раввин Моше Пантелят


Рав Моше!
Вы знаете, что нормальная практика в Москве заклеивать магнит на входные двери в подъезд перед Шаббатом, чтоб открывалась от толчка. У нас тут есть один законопослушный член общины, юрист, он спрашивает, нет ли в этом проблемы даже не с гневат даат шхеним, а с законодательством. Ведь по российскому закону, как оказывается, в случае кражи тот, кто вывел из строя домофон, обязан возместить потерпевшему весь ущерб.
Ответ:
Сам я точного ответа не знал, поэтому посоветовался с серьезными авторитетами. Ответ получил такой: если в результате заклеивания магнита реальная опасность кражи не повышается, и главная цель домофона - спокойствие жильцов, тогда можно заклеивать его на шабат. Жильцы дома будут спокойны в шабат не более, чем в будние дни, и запрет"гневат даат" не будет нарушен. Но если в результате выведения домофона из строя на шабат реально повышается вероятность кражи, то нельзя его заклеивать. sad
Добавил: HONAN (most129)

Достаточно ли в качестве "второго этажа" при разогреве твердой сваренной пищи в шаббат на электр. плато, использовать подставки для кастрюль на конфорки, их высота около 1 см?
Ответ:
Мне кажется, что нельзя использовать эти подставки, потому что разрешение ставить в Субботу "кастрюлю на кастрюлю" основано на том, что таким образом не принято варить. А на подставках для конфорок принято варить, с той только разницей, что ими пользуются на газовой плите, а не на электрической. Но не думаю, что это различие настолько существенно, чтобы разрешить.
Добавил: Brahms (Brahms)

Здравствуйте, рав Мойше!
Такой вот вопрос: с детства у меня мечта о том,чтобы завести собачку. И стал я думать о том насколько это реально с позиций Шаббата - Йом това. Я Задам несколько самых актуальных вопросов, но мне конечно глобально интересна тема поведения в шаббат с собакой. Какие в принципе есть еще темы, коме ловли, мукце и запрета выноса из владения во владение. Вопрос. Я живу в стандартном доме со стандартным двориком, который, как я понимаю кармелит? Есть ли хоть какая-то возможность выводить собаку НА ПОВОДКЕ в Шаббат? А в Йом тов?
Ответ:
Правило такое: нельзя, чтобы животное выносило поклажу, но то, что надевают на него для того, чтобы стеречь, не считается поклажей. Это своеобразная одежда для животного или приспособление для ходьбы в общественный местах. Стало быть, если поводок нужен для того, чтобы собака не убежала, не ввязалась в драку или в романтические отношения с соседской дворняжкой, можно выводить ее на поводке. С ошейником дело сложнее: если на нем прикреплены какие-нибудь значки или удостоверения, то это спорный вопрос.
Добавил: Михаил Дерунов (most129)

Что с запретом ловли? Вот я вышел из подъезда, выгулял пёсика и хочу его вернуть, сначала закрыв за нами дверь подъезда, а затем и дверь квартиры? Это статья или нет? И можно ли обойти?
Ответ:
Запрет ловли заключается в лишении животного свободы. Но домашняя собака по определению свободой не обладает. Поэтому, уходя из дома, можно закрыть за собой дверь, оставляя собаку взаперти. И никакого криминала здесь нет.
Добавил: Михаил Дерунов (most129)

И какие еще есть проблемные места? Спасибо!
Ответ:
В Субботу можно кормить домашних животных, которые находятся на попечении человека, но нельзя кормить диких животных и птиц, живущих на воле. Тех животных, на которых не распространяется запрет охоты (кошки, собаки и пр.), можно кормить обычным образом, ничего не изменяя. Нельзя опираться на животных - это важно помнить, когда собаке надевают ошейник. Необходимо помнить также, что животные - мукце - поэтому брать их в руки нельзя (некоторые авторитеты не запрещают играть с так называемыми "декоративными животными").
Добавил: Михаил Дерунов (most129)

Изучая вопрос запрета укутывания в субботу, а именно то что нельзя класть кугель,обернутый в целлофановый пакет в кастрюлю с чолнтом. Возникает вопрос: а можно ли держать на плате чолнт в котором лежит «кишка» - в целлофановом пакете, получится что она полностью укутана и ее нельзя ставить на плату в шабат и даже возвращать?
Ответ:
Если положить «кишку» так, чтобы чолнт не покрывал ее целиком, то можно. Кстати, наши прабабушки клали "эльзале" не в целлофановый пакет, а в настоящую кишку или зашивали его в кожу, снятую с куриного горла. Более трудоемко, на намного вкуснее...
Добавил: Ицхак Белицкий, г. Саратов (most129)

Здравствуйте, р. Моше.

Скажите, пожалуйста.

Если нееврей делает для меня в Шабат запрещенную работу, нельзя платить ему за это (насколько я знаю). Если я говорю нееврею сделать по принципу "швут дешвут бимком мицва", за это тоже нельзя платить?

Ответ:

Мишна Брура запрещает платить нееврею только в случае запрещенной работы, ведь причина, на которую он указывает, состоит в том, что давая ему плату, ты показываешь, что заинтересован в его действиях, а тебе надо наоборот, протестовать. Очевидно, что все это не имеет отношения к тем случаям, в которых можно попросить нееврея сделать работу в Субботу (в том числе "швут дешвут бимком мицва") - ведь прося, ты уже высказываешь заинтересованность. Однако в Субботу нельзя платить в любом случае.

Добавил: Boruch (Honan)

Вот мой вопрос.

Шабат - лампа с аккумулятором и LED-светильником внутри, можно ли переносить её с места на место?

Заранее большое спасибо за помощь.

Шалом, Игорь.

Ответ :

В книге "Шалмей Йеуда" (один из наиболее авторитетных трудов по мукце) автор пишет, что много лет назад показал раву Эльяшиву электрический фонарик и LIGHTSTICK (тогда это была трубочка, которая светила в результате смешения 2 химикалиев внутри нее) и спросил, можно ли переносить их в шабат. Рав Эльяшив запретил переносить фонарь и разрешил переносить LIGHTSTICK. На вопрос, в чем разница, ответил: в фонаре есть лампочка с нитью накаливания, она входит в старинный запрет переноса горящей свечи. Пусть она не совсем похожа не горящую свечу, подобия достаточно для действия принципа "ло плуг", т.е. мудрецы не разделяли свои постановления на многочисленные пункты и подпункты с исключениями. А трубочка под этот принцип не попадает, в древний запрет она не включена, а новых запретов сегодня мы не вводим.

Теперь вопрос о твоем фонарике c LED-светильником: Я затрудняюсь сказать, на что он больше похож, на старый фонарик с лампочкой или на трубочку. С одной стороны, нити накаливания нет, а с другой стороны, внешне похож на другие фонари с лампочками.  А рава Эльяшива с нами уже нет. Надо будет спросить современных авторитетов.
Добавил: igor potiomkin (Honan)

Рав Моше!

Можно ли в субботу пользоваться каплями для носа, если дышать нечем?

Ответ :

Пользоваться каплями для носа, как и другими лекарствами могут только больные. Здоровые люди, страдающие от недомогания типа насморка и т.п., могут пользоваться лекарствами только если чувствуют себя настолько плохо, что вынуждены лечь в постель, либо чувствуют, что вышли из строя и не способны к действию.

Добавил: Хонан (Honan)

Холодильник Атлант ХМ 6021-100

Вот что мне ответили мастера:
"Там две схемы. Геркон (что и есть магнит) или кнопка, а таймер во всех случаях электронный и вживлён в модуль управления или индикации."

На модели которую я смотрел - кнопка. Видимо ее можно будет заклеивать скотчем в Шаббат и Йом Тов. Я просто надеялся, что тут может применяется закон "мелаха эйна цриха легуфа" или еще какой-нибудь. Мне ведь это не нужно... Мне важен холод, а не пищание дверей.

С уважением, Бецалель

Ответ :

Принцип "мелаха эйна цриха легуфа" понижает строгость запрета, переводя его из запрета Торы в запрет мудрецов - не больше того.

Даже если нет системы предупреждения, кнопку надо заклеивать, потому что та же самая кнопка в саморазмораживающихся холодильниках включает лампочку освещения, влияет на зажигание спирали и включение вентилятора. В ряде моделей такое заклеивание приведет к тому, что саморазмораживание не будет работать, накопится лед и охлаждение в камере будет неважным. Поэтому общая рекомендация не брать модели с дверной кнопкой.  Лучше те, что работают при помощи термостата.

Добавил: Бецалель (mexxin)

Вопрос связан с приобретением холодильника в котором установлена функция "сигнал открытой двери". Смысл в том, что она подает звуковое оповещение владельцу о необходимости закрыть дверцу холодильника во избежание непреднамеренного размораживания продуктов и повышения уровня расхода электроэнергии. Включается сигнал через 30 секунд, после открытия двери. Если открывать дверь на меньшее время, то можно ли использовать такой холодильник в Шаббат?

Ответ :

Прежде всего, хотелось бы узнать, о какой фирме и о какой модели холодильника идет речь.

Согласно поступившим ко мне от специалистов данным, есть 3 возможности для подобного предупреждения:

  1. магнитный сенсор, реагирующий на удаление двери и включающий механический таймер, который отсчитывает 30 секунд до включения звука
  2. датчик, реагирующий на изменение температуры и включающий механический таймер, который отсчитывает 30 секунд до включения звука
  3. кнопка на панели, которая срабатывает при открытии двери

Решение вопроса зависит от того, как работает система предупреждения в конкретном холодильнике. Можно поставить простой опыт: зажать кнопку и проверить, срабатывает ли в таком случае предупреждение. Если да, значит мы имеем дело с магнитным сенсором, который придется найти.

Жду дальнейших деталей для окончательного ответа.

Добавил: Бецалель (mexxin)

Категории раздела
Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...