3. РАШИ![]() 8. И построил он там жертвенник - [Аврам] пророчески [предвидел], что в будущем его потомки оступятся там из-за греха Ахана, и молился о них. |
4. Рамбан![]() "И призывал имя Бога". – Онкелос перевел: "Молился там", – как сказано (Эйха 3:55): "Из глубокой ямы я призывал Твое имя, Господи! "Но правильное объяснение должно быть таким: Авраам произносил имя Бога громким голосом перед жертвенником, тем самым распространяя знание о Нем среди людей. В городе Ур он тоже пытался обучать людей, но тогда они не хотели его слушать. Теперь, придя в страну, о которой Всевышний заверил его: "И благословлю благословляющих тебя", Авраам, стал обучать людей своей вере постоянно. То же самое Тора рассказывает об Ицхаке: когда тот пошел в Нахаль-Герар и Бог пообещал ему: "Не бойся, ибо Я с тобой", Ицхак построил жертвенник и призывал имя Бога, потому что пришел в новое место, где о Творце мира еще не слышали. Именно там он начал "прославлять Его имя среди народов". Но о Яакове ничего подобного не сказано. Почему? Потому что он родил много детей, и все они служили Богу, так что у него возникла большая община, называвшаяся "общиной Израиля", и через нее стала известной среди людей вера в Бога. Об этом сказали мудрецы в Мидраше: "И призывал имя Бога", – это означает: приучил всех к имени Бога. |
5. Рав Гирш: почему Авраам двигается на юг![]() И странствовал Аврам, продвигаясь к югу - Авраам продолжал двигаться на юг. Мы уже говорили, что он сторонился городов. Авраам считал необходимым прежде всего создать прочное основание для себя и своего народа, а для этого требовалось уединение. Юг Палестины был, конечно, не самым плодородным краем…, но заповедь: "Иди себе" толкала его на пустынный юг. |
6. Рамбан![]() "Продвигаясь к югу". Раши написал: "...двигаясь на юг Земли Израиля", т.е. он был в уделе сыновей Йеуды, который они получили на юге Земли Израиля. И то же произойдет в будущем с его сыновьями, как сказано: "Йеуда пойдет первым...". |
7. РАШИ![]() 10. И был голод в Cтране - лишь в той стране, чтобы испытать его: не усомнится ли он в словах Всевышнего, Который велел ему идти в землю Кенаанскую, а теперь вынуждает его покинуть ее. |
8. Рамбан: "Проложи путь своим сыновьям"![]() "И был голод в Cтране". Авраам спустился в Египет из-за голода, чтобы пожить там и спасти свою жизнь в дни засухи; египтяне же безвинно ограбили его, забрав его жену. И Всевышний отомстил за него, (наслав на них) великие язвы, и вывел его оттуда "со стадами, с серебром и с золотом", а также "назначил для него фараон людей, чтобы проводить его". И здесь был для него намек, что его сыновья спустятся в Египет из-за голода и будут жить в той стране, а египтяне причинят им зло и заберут их жен, как сказано: "...а всякую дочь оставляйте в живых". Всевышний же отомстит за них, (поразив египтян) великими язвами, а затем выведет их (из Египта) с серебром, и золотом, с огромными стадами мелкого и крупного скота. И будут силой выпроваживать их из страны. Ничего из происшедшего с праотцем не осталось неисполненным для сыновей. И эта идея разъясняется в "Берешит-Рабба" (8 6): "Рабби Пинхас от имени рабби Ошая говорит: Сказал Всевышний Аврааму: Иди и проложи путь своим сыновьям. И ты видишь, как все, что сказано в Писании об Аврааме, сказано и о его сыновьях. Об Аврааме сказано: И был голод в этой стране, - а о его сыновьях: Ибо эти два года был голод в пределах этой земли". И знай, что наш праотец Авраам совершил по ошибке большой грех, когда его жена, праведница, едва не стала жертвой преступления из-за его действий, вызванных опасением, что его убьют. А ему следовало полагаться на Бога, Который спасет и его, и его жену, и все принадлежащее ему, ибо "есть у Господа сила, чтобы помочь и спасти". И то, что он оставил землю, в которой ему было заповедано жить, из-за голода - это грех, ибо "Господь во время голода избавит от смерти". И (в наказание) за этот поступок его потомки попали в египетское рабство под власть фараона. "В месте суда - там преступление" и грех. |
9. Рав Гирш: единственная возможность обойти![]() опасность – представить Сару сестрой И был голод в Cтране - мы приближаемся к истории, которая, на первый взгляд, кажется более чем странной. Авраам оставляет обещанную ему страну. И это вместо того, чтобы целиком вверить свою судьбу Богу, знающему, как поддержать человека во время голода в пустыне! Он компрометирует (как это выглядит на первый взгляд) свою жену, чтобы спасти себя! И даже если мы не сумеем объяснить все странные события этой истории, даже если скажем вслед за Рамбаном: "что Авраам совершил по ошибке большой грех, когда его жена едва не стала жертвой преступления из-за его действий, вызванных опасением, что его убьют…. И то, что он оставил землю, в которой ему было заповедано жить, из-за голода - это грех, ибо "Господь во время голода избавит от смерти" - все это не должно вызывать у нас недоумение. Слово Бога не стремится сделать из наших великих людей иконы, оно не обожествляет человека. Тора не пытается скрыть от нас провинности, ошибки и слабости наших великих людей, и это безусловное свидетельство ее достоверности. То что нам рассказано об их ошибках и слабостях, никак не умаляет их величия. Скорее наоборот, благодаря правдивости жизнеописания, мы можем больше извлечь из него. Если бы великие люди были представлены как чистое совершенство, мы бы решили, что это особый дар, что столь высока была сама их природа, и нам не дано достичь такого уровня. Если бы они предстали людьми, начисто лишенными человеческих страстей и внутренних конфликтов, их величие мы воспринимали бы как нечто, данное свыше, а не как результат их собственных усилий. Так давайте же научимся у наших великих учителей Торы – среди которых Рамбан, конечно, один из самых выдающихся, – что мы должны совершенно преодолеть соблазн обелять духовных и нравственных героев нашего прошлого. Они не нуждаются в апологии и не хотят, чтобы мы занимались оправданием собственного прошлого. Правда – это отличительный признак Слова Бога; стремление к правде и неукоснительное следование правде характерны для всех наших великих учителей и комментаторов. Все сказанное уместно только если мы согласимся с мнением Рамбана, что Авраам совершил грех по ошибке. Однако задумаемся над фактами прежде чем составим свое мнение. Авраам оставляет Кенаан из-за сильного голода. Он не ждет, чтобы Бог совершил для него чудо, и отправляется в поисках пропитания в Египет. Здесь он снова попадает в беду и вынужден скрыть свои истинные отношения с Сарой. В результате честь Сары почти скомпрометирована. Очевидно, опасность была чрезвычайно серьезна. Авраам вторично прибегает к той же уловке в стране филистимлян (Берешит 20). Если бы существовала хоть какая-то возможность обойти опасность, Авраам несомненно не повторил бы во второй раз тот же самый прием. Более того, мы видим, что впоследствии при подобных обстоятельствах точно так же поступает со своей женой Ривкой его сын Ицхак Конечно, вооруженному знанием последующих событий, легко говорить, что Авраам должен был остаться в Кенаане, а если он все-таки решил спуститься в Египет, там ему следовало во всем положиться на Бога. Тот, кто сказал Аврааму: "Это твоя земля, мог позаботиться о нем чудесным образом. Однако то, что Бог защищает идущих исполнять его волю впервые стало известно именно благодаря Аврааму, и лишь после него в этом убедились его потомки. Авраам находился в иной ситуации, он не имел предшественников. С другой стороны, даже если бы у Авраама и имелся подобный опыт, он тем не менее не освобождал его от обязанности сделать все, что в его силах, прежде чем ожидать помощи от Бога. Авраам мог парировать все возражения тем, что человек не должен полагаться на чудо. |