Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Недельная глава ВАЕРА, урок 1




3. И пал Аврам ниц, и говорил с ним Бог, и сказал: 4. Я – вот, союз Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. 5. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. 6. И распложу тебя чрезвычайно, и произведу из тебя народы, и цари произойдут от тебя.



7. И установлю Мой союз между Мною и тобою и между твоим потомством после тебя в роды их, в союз вечный, чтобы быть Богом тебе и твоему потомству после тебя. 8. И дам тебе и твоему потомству после тебя землю твоего пребывания, всю землю Кенаанскую, в вечное владение; и буду им Богом. 9. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюдай Мой завет, и ты, и твое потомство после тебя в роды их. 10. Вот Мой завет, который вы должны соблюдать между Мною и вами, и между твоим потомством после тебя: пусть будет обрезан у вас всякий мужчина. 11. Обрезайте вашу крайнюю плоть: и это будет знаком союза между Мною и вами.



12. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас всякий мужского пола, рожденный в доме и купленный за деньги у какого-либо иноплеменника, который не из твоего потомства. 13. Обрезан должен быть рожденный в твоем доме и купленный за деньги, и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным. 14. Необрезанный же мужчина, который не обрежет своей крайней плоти, истребится душа та из своего народа: он нарушил Мой завет. 15. И сказал Б-г Аврааму: Сарай, твою жену, не называй Сарай, а имя ее будет Сара.

9. РАШИ
1. Всесильный Достаточный - Я Тот, у Кого Божественной (силы) достаточно для всего сотворенного.


10. Рамбан: «Всесильный Достаточный» – это два имени
«Всесильный Достаточный»
– это два имени, каждое из которых – отдельный атрибут. «Всесильный» означает «мощный», как в выражении «силачи Моава». О значении же имени «Достаточный» Раши писал, что оно означает: «Я Тот, у Кого Божественной (силы) достаточно для всех творений». А Рамбам в Морэ невухим объясняет, что это второе имя означает: «Тот, Кто не нуждается ни в чем (что не есть Он) ни для наделения сущего существованием, ни для сохранения его, то есть Тот, Чье существование самодостаточно».
По какой же причине здесь упоминается именно это имя? Дело в том, что именно с помощью этого имени творятся скрытые чудеса для праведников: «спасти их от смерти, и даровать им жизнь во время голода», и избавить их от меча в час битвы. Именно такие чудеса делались для Авраама и других патриархов, и именно о них говорится в Торе, в разделах «Если по законам Моим…» и «И будет, когда придешь…». Там перечисляются благословения и проклятия, и все они – чудеса. Ведь согласно законам природы не может произойти так, чтобы дожди выпадали вовремя именно тогда, когда мы служим Богу. И не может случиться, чтобы небеса превратились в железо, если мы станем сеять в год Шмиты. И обо всех остальных обещаниях Торы можно сказать то же самое: все это – чудеса, происходящие вопреки звездам, – хотя в них и нет того изменения мирового порядка, как в чудесах, сделанных Моше во время Десяти казней, в рассечения моря, в манне, в колодце и т.д. Это были знамения, изменяющие природу вещей у всех на глазах, и они и были сотворены Особым Именем, которое Бог сообщил ему.
И поэтому сейчас Бог сообщил Аврааму, что Он-то и есть Мощный и Побеждающий, Который преодолеет (влияние) его знака Зодиака и позволит ему родить (потомство) и установит с ним вечный союз. Этот народ станет Его уделом, которым Он будет управлять по Своей воле, не передавая под власть звезд.


11. Рабейну Бахья
Согласно природе и звездам, Авраам не мог дать потомство. Но это имя (Достаточный) отменило силу звезд, и теперь он мог родить. И это скрыто, не показано явно посторонним, ибо могли сказать: такова природа человека – рожать, и есть много таких, что рождают в сто лет, и в этом нет ничего странного, – как в случае чудес, совершенных Моше при помощи Особого имени: то были явные чудеса, нарушившие ход природы, – такие, как расступившееся море, ман и пр.


12. Ибн Эзра
"И будь безыскусен"
– не спрашивай, зачем обрезание.


13. РАШИ переводит слово "тамим" как непорочность, а не безыскусность
И будь непорочным
- это также повеление вслед за другим повелением: будь целен во всех испытаниях, посылаемых Мною. А согласно аллегорическому толкованию, ходи предо Мной, что до заповеди об обрезании, и благодаря ей станешь беспорочным. Ведь до тех пор, пока ты не обрезан, для Меня ты человек с пороком.


14. Рамбан: "и будь безыскусен" – отдельная заповедь
"Ходи передо Мной"
– дорогой, которую тебе укажу, подобно тому, как сказано (Дварим 13:5): "Иди за Всевышним, своим Богом, и (лишь) Его бойтесь". Ибо, заповедуя идти Его путем прежде, чем Он этот путь укажет, (Всевышний) говорит: "Ходи передо Мной". И только после этого приказа Он скажет: "За Всевышним идите". Суть обоих приказов в том, чтобы идти за Всевышним, бояться Его Одного и делать то, что Он прикажет.
"И будь безыскусен" – другая заповедь, вроде того, что сказано (Дварим 18:13): "Будь безыскусен с Богом, твоим Богом" – после, того, как Всевышний предупредил, что (у нас) не должно быть колдунов, прорицателей, волхвов и пр. (см. там же 18:10). Суть обеих заповедей в том, чтобы верить в то, что Всевышний – один Господин изначально и до конца, только Он может создавать и разрушать. Поэтому не слушайте волхвов, колдунов и пр.


15. Рав Гирш
Ты же храни.
”Я буду хранить верность Моим обязательствам, несмотря ни на что, независимо ни от каких обстоятельств. Но и ты должен хранить Мой завет; на тебе и твоих потомках лежит обязанность сделать все, чтобы не допустить разрыва”. Итак, потомки Авраама наследуют не только его духовное и нравственное призвание, но и само их материальное существование зависит от принятых на себя Авраамом обязательств. Ведь если бы не был заключен завет, не родился бы на свет Ицхак. Только при таком условии у Авраама могут появиться потомки. Своим существованием они с самого начала обязаны завету.
Обрезание — это символ завета, но исполнение завета есть нечто большее, чем просто обрезание. Такое сочетание символа и действия мы находим во всех еврейских законах.
В заповедях, включающих символический акт, этот акт не только символизирует идею. Само его исполнение является неотменяемым законом Бога. Сохранение идеи, верность ей, ни в коем случае не может послужить основанием для отмены символического акта. Отказ от исполнения этого акта равносилен отказу от самой идеи. Тот, кто отказывается от символа завета, по существу, разрушает и сам завет. А исполнение символического акта и есть "исполнение завета".
С другой стороны, совершение символического акта вполне достигает своей цели только когда становится знаком, глубоко укоренившимся в сознании человека. Тем не менее, даже простое исполнение этого акта является осуществлением первого этапа Божественной заповеди. Исполняя символический акт, мы черпаем из источника жизни, вновь и вновь возвращаясь к смыслу закона, которым все глубже проникается наше существование.
Обрезая крайнюю плоть, мы запечатлеваем на нашем теле знак подчинения духу данного Богом нравственного закона. Именно на подчинении тела, а не духа основывает Бог свой завет. Этот завет не допускает, чтобы дух человека парил где-то в высях, в то время как тело оставалось послушным любым своим влечениям. Первое условие завета – подчинение телесных влечений нравственному закону, продиктованному Богом. Только на этой почве может взрасти истинная духовная связь с Всевышним. Лишь в теле, не запятнанном нравственной нечистотой, может расцвести духовная жизнь.




16. И Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; и благословлю ее, и произойдут от нее народы, цари народов произойдут от нее. 17. "И пал Авраам ниц, обрадовался и сказал в сердце: Разве столетний родит? Разве может Сара родить в девяносто лет?" 18. И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Ишмаэль был жив пред Тобою!



19. Бог же сказал: Но Сара, твоя жена, родит тебе сына, и ты назовешь ему имя Ицхак; и установлю Мой союз с ним союзом вечным для его потомства после него. 20. И об Ишмаэле Я услышал тебя: вот, Я благословил его, и Я распложу его, и весьма размножу его, двенадцать князей родит он; и Я сделаю его великим народом. 21. А союз Мой установлю с Ицхаком, которого родит тебе Сара, в это самое время через год.



22. И окончил говорить с ним; И поднялся Бог от Авраама. 23. И взял Авраам своего сына Ишмаэля, и всех рожденных в его доме, и всех купленных за деньги, весь мужской пол из людей дома Авраама, и обрезал край плоти их в тот самый день, как говорил с ним Бог. 24. Аврааму же было девяносто девять лет при обрезании им крайней плоти. 25. А его сыну Ишмаэлю было тринадцать лет при обрезании им крайней плоти.



26. В тот же самый обрезались Авраам и его сын Ишмаэль. 27. И все домашние люди и купленные у иноплеменников обрезались вместе с ним.

16. Рамбан: чему удивлялся Авраам?
"Разве столетний родит?"
– Нет ничего странного, когда столетний рожает, ибо люди рожают все время, пока они бодры (полны сил) – как в девяносто лет, так и в сто – даже в наше время. И тем более во времена Авраама, который еще не прожил две трети своих лет. Ведь после этого он в течение сорока лет рожал многих от Ктуры. Но когда он сказал: "Разве столетний родит?" – имел в виду, что не родил в молодости от этой женщины, как же он может родить в возрасте ста и девяноста лет, когда у нее прекратились месячные. Он об этом знал, поэтому не возразил, когда ему было сказано (выше 17:6): "И произведу из тебя народы", пока не сказал ему, что родит от Сары.
"И поднялся Бог от Авраама" – уважительное выражение по отношению к Всевышнему. И еще это учит нас тому, что праведники – колесница Всевышнего; так пишет Раши. Но согласно Мидраш-Раба: "Наши праотцы – колесница". Это намек на то, что написано (Миха 7:20): "Дай правду Яакову, милость Аврааму", и "страх Ицхака". И понимающий поймет!


17. Гур Арье
Эвфемизм (т.е. слово, используемое для замены неуместных слов и выражений) - это по поводу слов о том, что Всевышний "поднялся". Ведь если не так, то получается, что Присутствие Всевышнего пребывать рядом с Авраамом. Но почему написано "поднялся"? Таков языковый образ – Всевышний как бы находится с ним. А смысл мидраша, в котором сказано, что праведники – колесница Всевышнего вот в чем: благодаря им (праведникам) Всевышний как бы погружен в этот мир, а Его Присутствие пребывает над ними. Поэтому они уподоблены трону Присутствия и Его колеснице.


Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...