7. РАШИ 14. "Но также" - это слово означает, что следует привнести сюда четыре царства, которые тоже будут истреблены за порабощение Израиля. |
8. Мидраш Раба: телка - это Вавилон "Три телки" - это Вавилон, которым правили три царя: Невухаднецер, Эвиль-Меродах и Бельшацар. "Три козы" - это Мидия (Персия), которой правили 3 царя: Кир, Дарий и Ахашверош. "Три барана" – это Греция. Раби Элазар сказал: все стороны света завоевали греки, но восток не завоевали. Сказал ему раби Йоханан: но ведь написано (Даниэль 8): "Видел барана, бодающего запад, север и юг, и никто из зверей не устоял перед ним, и никто не спасся от него, и делал он, что хотел, и возвысился. Ответ раби Элазара: про восток не сказано. "Горлица и птенец (голубя)" – это царство Эдома: он голубь, который грабит. |
9. "Ялкут Шимони": телка - четвертое царство Телка - это четвертое царство, баран - это Персия, а תור (следует понимать не как голубь, а как שור , бык) - это Ишмаэль. Горе земле, если прильнет бык к своей самке (т. е. к телке), ограбят все глубины". |
10. Рамбан: две нации, которые постоянно преследуют нас И там пообещал, что уничтожит тех, кто нас изгнал; как сказано: "И наложит Господь, твой Б‑г, все эти проклятия на твоих врагов и на твоих ненавистников". Слова: "враги и ненавистники" – намек на два народа, которые постоянно будут нас преследовать. |
11. Рамбам, Послание в Йемен Сказал Йешаяу: "И увидит пару всадников, всадник на осле, всадник на верблюде, и прислушается внимательно, с великим вниманием" (Йешаяу 21:7). Всадник на осле - это Машиах, о котором сказано: "бедняк и верхом на осле и на осленке" (Захарья 9:9). И он явится сразу же, как только проедет всадник на верблюде, а это царь аравийский. "Пара всадников" – это союз двух народов, а именно Эдома и Ишмаэля. Это становится ясным из описаний сна об идоле (Даниэль 2) и сна, упомянутого выше (Даниэль 7), из того, что буквально сказано (в книге Даниэля), - но истинный срок (конца дней) доподлинно не известен. |
12. РАШИ 13. Знай, что пришельцами будут потомки твои - от рождения Ицхака до исхода сынов Израиля из Египта прошло 400 лет. Как это получается? Ицхаку было шестьдесят лет, когда родился Яаков. А Яаков, придя в Египет, сказал: "Дней лет моей жизни - сто тридцать лет". Всего 190. А в Египте сыны Израиля пробыли двести десять лет, соответственно цифровому значению 200+4+6 (רדו). Всего 400 лет. А если скажешь, что в Египте пробыли 400 лет, то ведь Кеат был среди пришедших в Египет. Теперь сочти годы Кеата (133 года) и Амрама (137 лет) и 80 лет Моше - сколько ему было при сходе из Египта, - и получится лишь 350. А ведь нужно вычесть из этого годы, прожитые Кеатом после рождения Амрама и прожитые Амрамом после рождения Моше. |
13. Рамбан:
за что были наказаны египтяне «Но также над народом, которому они будут служить, Я произведу суд». Мне представляется правильным такое объяснение выражения «и также»: несмотря на то, что Я постановил, что «твое потомство будет пришельцем в чужой земле, и поработят их, и будут мучить их», – тем не менее, Я буду судить народ, который поработит их, за то, что те им сделают; и не оправдаются они тем, что исполняли Мое постановление. И причина этого та же, что выражена в стихе: «И возревновал Я за Йерушалаим и за Цийон великой ревностью, и великим гневом гневался Я на беспечные народы за то, что Я разгневался немного, а они добавили зла», а также в стихе: «Разгневался Я на народ Мой, осквернил Мой удел…» («но ты [дочь Вавилона] не оказала им милосердия» – «и придет к тебе беда» и т.д. – перев.). И то же самое произошло в Египте: они сделали больше зла, (чем было постановлено Свыше), когда бросали младенцев в Нил, и тем, что «делали горькой их жизнь» и задумали стереть их имя. И «произведу суд» означает: Я приведу их на суд (и выясню), осуществили ли они (только) то, что было постановлено для них, или сделали вам больше зла. И именно об этом говорит Итро: «…ибо за то, что они злоумышляли против вас», – именно их злой умысел навел на них это тяжелое наказание, уничтожив их. И в этом же (смысл стиха) «Ибо знал Ты, что они злонамеренно (обижали) вас». А Рав (Рамбам) объяснил причину этого в книге «Знания» (Законы тшувы 6:5), (говоря, что дело в том), что Бог не предопределил какому-либо конкретному человеку. И если бы любой из тех, кто сделал зло Израилю, не захотел поступать так, он имел на это право, так как не было предопределения, обязывающего конкретных людей. И его слова не представляются мне логичными. Ведь если бы Он по становил, чтобы кто-либо из народов причинил им (евреям) такое-то и такое-то зло, и некто раньше всех успел исполнить волю Всевышнего, то удостоился бы награды за исполнение заповеди! Почему же говорит (Рамбам) так? Ведь если царь потребует, чтобы жители страны исполнили какое-то дело, тот, кто поленится и переложит исполнение на других, будет преступником и понесет заслуженное наказание, исполнивший же добьется расположения царя. Тем более, если само Писание говорит: «Также над народом, которому они будут служить», – будут служить всему народу целиком! И в Египет они сошли сами! Истинная же причина – в том, что я написал. И уже упомянули это дело наши учителя, когда сказали в Шмот Раба: «Это можно сравнить с тем, как господин повелел относительно своего сына: «Пусть работает на такого-то, а тот пусть не мучает его». Пошел тот и стал работать на него, а (хозяин), хотя сын и работал на него бесплатно, не удержался от того, чтобы начать мучить его. Когда же господин простил своего сына, приговорил его мучителя к смертной казни. Так повелел Всевышний, чтобы евреи стали рабами в Египте, но те стали порабощать их с жестокостью. Сказал Всевышний: «Вам нужно было вести себя с ними, как с рабами, и они обслуживали бы вас! Я разгневался немного, а они добавили зла». И ясно, что бросание их сыновей в Нил уже не входит в формулу «И поработят их, и будут мучить их». Это же полное уничтожение! И также то, что они сказали в начале (порабощения): «Давайте ухитримся против него, чтобы не размножился» не входит в понятие рабства и мучения. И это – не считая того, что они ужесточили сами мучения, «и сделали горькой их жизнь тяжелой работой». И об этом говорит Писание: «И увидел Он бедность нашу, тяжелый труд наш и притеснение наше». И пойми, что если человека в Рош-ашана приговорят к смертной казни и запечатают приговор, то бандит, убивший его, не найдет оправдания тем, что (всего лишь) исполнил постановление, вынесенное (об убитом). Тот – «злодей, и за свое преступление погибнет», но «кровь его из руки убийцы будет взыскана». Но если постановление исходит из уст пророка, то в отношении исполняющего его возможны варианты. Если, услышав предопределение, он пожелал исполнить волю Творца, как постановлено, то (в его поступке) нет греха, наоборот, заслуга, как сказано про Йеу: «Из-за того, что хорошо поступил ты, совершив правильное в Моих глазах; все, что задумал Я, сделал ты дому Ахава; – (из-за этого) четвертое поколение сыновей твоих будет сидеть на престоле Израиля». Но если, услышав повеление, он убил бы его из ненависти или ради грабежа, то ему положено наказание, так как он намеревался совершить грех, и его действие (расценивается как) преступление. |
14. Рамбам.
Законы тшувы, глава 6 Но ведь в Торе написано (о евреях в Египте): "И будут притеснять и мучить их". Значит [с самого начала] было предопределено, что египтяне будут творить зло? И сказано: "Станет этот народ совратившись поклоняться богам народов той земли" – значит, Всевышний предопределил, что Израиль будет поклоняться идолам? Почему же они были наказаны? Потому что не было предопределено для каждого человека в отдельности, что он будет грешить. И каждый из идолопоклонников, если бы захотел, – не стал бы служить идолам; Творец лишь рассказал Моше о ходе истории в целом. К примеру, если было бы сказано: "Среди этого народа будут праведники и грешники", не может сказать из-за этого грешник: "Я вынужден быть грешником, раз Творец сказал Моше, что среди Израиля будут грешники". Точно так же слова: "Не переведутся бедняки в стране" не означают, что какому-то определенному человеку на роду написано быть бедняком. Так же и египтяне, каждый из тех, кто притеснял евреев и причинял им зло, если бы захотел – мог бы этого не сделать. Ведь Всевышний не повелел [притеснять евреев] определенному человеку; он лишь сообщил Аврааму, что его потомству предстоит быть в рабстве в чужой земле. И, как мы уже сказали выше, человек не может понять, каким образом Всевышнему ведомо будущее(*). |
השגת הראב"ד: א"א אלה הם אריכות דברים שאינן מתובלים וחיי ראשי כמעט אני אומר שהם דברי נערות, יאמר הבורא לזונים למה זנית ואני לא הזכרתיך בשם כדי שתאמר שעליך גזרתי יאמרו לו הזונים ועל מי תלה גזרתך על אותן שלא זנו הנה לא נתקיימה גזרתך, אבל וקם העם הזה וזנה כבר אמרנו שאין בענין הזה ידיעת הבורא גזירה וכ"ש בכאן שאף משה אמר כי השחת תשחיתון הן בעודני חי עמכם ואף כי אחרי מותי וכ"ש הבורא שהיה יכול לומר כן בלא גזירה, וענין המצרים אינה שאלה משני פנים, האחד כי הדבר ידוע שאין הבורא נפרע מאדם רע אלא ברע ממנו ואחר שיפרע מזה יחזור ויפרע מן הרע ממנו ברשעו וכן הוא אומר הוי אשור שבט אפי כהתימך שודד תושד פי' מפני רשעך וגודל לבך והתפארך עלי, והמצרים ג"כ רשעים היו וראויים למכות ההם ואילו שמעו למשה בתחלה ושלחו את ישראל לא היו לוקים ולא טבעו אבל זדונו של פרעה ובזותו את הבורא יתברך לפני שלוחו הוא גרם לו, והשני כי הבורא אמר וענו אותם והם עבדו בהם בפרך והמיתו מהם וטבעו מהם כענין שנאמר אני קצפתי מעט והם עזרו לרעה לפיכך נתחייבו
15. РАШИ
К твоим отцам - отец Авраама был идолопоклонником, как же Всевышний извещает Авраама о его приходе к отцу? Отсюда следует, что Терах раскаялся. Будешь погребен в доброй старости - известил его, что Ишмаэль раскается при его жизни, а Эсав при его жизни не ступит на путь зла. Поэтому он умер на пять лет раньше срока, и в тот же день Эсав взбунтовался. А четвертое поколение - став изгнанниками в Египте, будут там при жизни трех поколений, а четвертое поколение возвратится на эту землю, - поскольку Всевышний говорил с ним в стране Кенаан и заключил с ним этот завет, как сказано: "...чтобы дать тебе эту землю во владение". Так это и было. Яаков спустился в Египет. Считай поколения от него: Йеуда, Перец и Хецрон, а Калев, сын Хецрона, был среди вступивших на землю Израиля. Поскольку Яаков был единственным в своем поколении, Тора не считает его и начинает с его сыновей. Ибо не полна еще - чтобы ему быть изгнанным с его земли до того времени, ибо Всевышний взыскивает с нации лишь тогда, когда переполнится ее мера вины. |