Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Недельная глава ЛЕХ ЛЕХА, урок 10


СБОРНИК КОММЕНТАРИЕВ НА НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ "ЛЕХ ЛЕХА"
Часть 6 «КТО БОЛЬШЕ СТРАДАЛ ОТ БЕЗДЕТНОСТИ?»



1. А Сарай, жена Аврама, не рожала ему. А у нее была рабыня египтянка, по имени Агарь. 2. И сказала Сарай Авраму: вот, Бог лишил меня плодородия; войди же к моей рабыне: может быть, у меня будут дети через нее; и послушался Аврам голоса Сарай,



3. И взяла Сарай, жена Аврама, свою служанку, египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврама в земле Кенаанской, и дала ее Авраму, своему мужу, в жену. 4. И вошел он к Агари, и она зачала. Когда она увидела, что зачала, то ее госпожа лишилась уважения в ее глазах. 5. И сказала Сарай Авраму: моя обида из-за тебя: я отдала мою рабыню в твое лоно, а как увидела она, что зачала, то я лишилась уважения в ее глазах; Господь да судит между мною и тобою.



6. И сказал Аврам Сарай: вот, рабыня твоя в твоей руке: делай с нею, что тебе угодно. И стала Сарай притеснять ее, и она убежала от нее. 7. И нашел ее ангел Бога у источника воды в пустыне, у источника на дороге в Шур. 8. И сказал он: Агарь, рабыня Сарай, откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: от Сарай, моей госпожи, я бегу. 9. И сказал ей ангел Бога: возвратись к своей госпоже и смирись под ее рукой.

1. Рав Гирш: кто больше страдал от бездентности?
Предыдущая глава рассказывает о том, как Авраам обратился с мольбой к Всевышнему: "Что Ты дашь мне? Вот я отхожу бездетный, а домоправитель мой это Элиэзэр из Дамаска". Мы видим, какое горе причиняет Аврааму отсутствие детей. Но еще глубже страдание Сары. Тора подчеркивает, что Сара была женой Авраама, верной ему во всем: она разделяла все его стремления и имела с ним общие цели. Величие Авраама сказалось в том, что он порвал с прошлым и покинул отчий дом. Но не меньшей была и жертва Сары. Если Авраам поступил так во имя Бога, то Сара сделала это ради Авраама. И лишь одного Сара не могла дать Аврааму - она не могла родить. И поэтому она сказала: Вот, Бог лишил меня того, что дал другим женщинам, поэтому "войди и т.д.". Если она сама не может родить, то хочет хотя бы дать Аврааму ребенка, который будет его сыном во всех отношениях и ее сыном - по мере возможности. Сара делает это для Авраама, но она прекрасно понимает, что тот не согласится последовать ее совету. Поэтому она и говорит: "может быть, и у меня будут дети через нее". Если Авраам не желает ничего для себя, пусть подумает о Саре.


2. РАШИ
4. Зачала - от первого совокупления, и ее госпожа лишилась уважения. Сказала: "Эта Сарай в действительности не такая, какою кажется другим. Она делает вид, что праведна, но (на самом деле) не праведна, потому что за все эти годы не удостоилась беременности, а я зачала с первого раза".


3. Рамбан: Сара согрешила, притесняя Агарь
"И стала притеснять ее Сарай, и та убежала от нее".
Наша праматерь согрешила, когда стала притеснять ее, и Авраам также (согрешил), позволив ей это делать, и Бог услышал ее страдания и дал ей сына, который станет "диким человеком" и будет мучить потомков Авраама и Сары многими мучениями.




10. И сказал ей ангел Бога: чрезвычайно умножу твое потомство, и оно будет неисчислимо от множества. 11. И сказал ей ангел Бога: вот, ты беременна, и родишь сына, – и назовешь ему имя Ишмаэль, ибо Бога услышал твое страдание. 12. И будет он дикарь-человек; его рука на всех, и рука всех на нем, и пред лицом всех своих братьев он будет жить. 13. И нарекла она имя Богу, говорившему с ней, "Ты Бог видящий", ибо сказала она: неужели и здесь я увидела (ангела) после увиденного мною. 14. Поэтому назван колодец Беэр-Лахай-Рои. Он между Кадэшем и Бэрэдом.



15. И родила Агарь Авраму сына, и назвал Аврам имя своему сыну, которого родила Агарь, Ишмаэль. 16. И Авраму было восемьдесят шесть лет, когда Агар родила Авраму Ишмаэля. 1. И было Аврааму девяносто девять лет, и показался Бог Аврааму, и сказал ему: Я – Всесильный Достаточный; ходи передо Мной и будь непорочным (безыскусным).

4. Сфорно
"Откуда ты пришла и куда идешь?"
А именно: посмотри сама, откуда ты ушла. Ведь ты была в святом месте, в доме праведников. А теперь идешь за границу, в нечистое место, где живут злодеи. "Я убежала" – не направляюсь в конкретное для меня место, но ушла – только чтобы убежать.


5. РАШИ
12. Дикарь-человек - который любит пустыни, где можно охотиться на зверей, как написано: "и жил в пустыне, и стал стрелком из лука". Его рука на всех - он разбойник. И рука всех на нем - все ненавидят его и враждуют с ним. Пред лицом всех своих братьев он будет жить - столь многочисленным будет его потомство.
13. Неужели и здесь я увидела - это вопрос: "Разве могла я подумать, что и здесь, в пустыне, увижу посланцев Вездесущего? После того, как видела их в доме Авраама, где мне нередко случалось видеть ангелов".


6. Cфорно: корни характера Ишмаэля
"Дикарь-человек"
, – здесь слово "дикарь" указывает на "дикого осла". Свой характер, напоминающий дикого осла, он унаследует от матери-египтянки; а о египтянах сказано: "Ибо плоть ослов их тело". Т.е., будет подобен дикому ослу, когда поселится в пустыне; как сказано: "И вырастет, и будет жить в пустыне". А со стороны отца он будет человеком; и, как сообщают наши мудрецы, в конце концов, Ишмаэль исправился.


7. Анецив о природе Ишмаэля
"Дикарь-человек"
, – если бы имелось в виду, что он вырастет в дикой пустыне, надо было бы сказать наоборот: "человек-дикарь", т.е., человек, который любит жить диким образом в пустыне. Но "дикарь-человек" – означает его дикость в отношении к людям. Он не уважает людей, для него их имущество – бесхозное. Именно так сказано в Мидраше: "будет грабить людей".
И перед лицом всех своих братьев будет жить, – к своим близким, которых он любит, будет относиться без дикости. Только по отношению к чужим он дикарь, но не по отношению к своим братьям. Таковы арабы: грабят всех прохожих на дорогах, как будто все имущество принадлежит им. Но если сдружатся с кем-то, ведут себя с ним гостеприимно и стараются ублажить его, как только могут.


8. Рав Гирш: происхождение ишмаэлитов сказывается на них
Основная идея отражена в имени его сына Ишмаэль. "Бог услышит" - это осознание Божественного Провидения, понимание того, что Бог не просто наблюдает за поступками человека, но сострадает ему и заботится о нем. Божественное Провидение учитывает и судит не только дела, но и слова, эмоции, оценка которых зависит от условий жизни данного человека.
Происхождение ишмаэлитов сказывается на всем их будущем. Чувственность Хама, сына Ноаха, жажда свободы Агари и дух Авраама – вот три черты, переплетение которых образует арабский характер. Еврейский народ призван Богом исполнить миссию, содержащую два аспекта. Первый – это вера, духовные ценности, которые мы должны принять и положить в основу своего духовного развития. Второй аспект нашей миссии - заповеди, при помощи которых этих ценности претворяются в реальной жизни, строющейся в соответствии с волей Бога.
В аспекте веры арабский народ занимает очень важное место среди народов мира. На заре ислама он развил монотеизм Авраама с такой ясностью и последовательностью, какая появляется у еврейских религиозных мыслителей лишь в последующие столетия. Вера у арабов безусловно есть. Но заповедей у них нет.
Ведь одного принятия идеи единства Бога недостаточно. Необходимо исполнять Его заповеди. Человек обязан подчинить себя Ему не только теоретически, но и на практике. Все его поступки и чувства должны быть устремлены к Богу, направлены на исполнение Его воли. Чтобы прийти к этому, недостаточно быть сыном Авраама, необходимо еще родиться у Сары. Народ Авраама был избран не только для того, чтобы нести и распространять теологическую и философскую концепцию Единого Бога, но и чтобы "соблюдать путь Бога, творя добро и правосудие" (Берешит 18:19). Все наши качества – энергия, увлечения, страсти, природа и разум – все должно быть сосредоточено и подчинено исполнению этой задачи. Только человек, всецело подчинивший себя служению Богу, становится евреем. Ишмаэль воспринял интеллектуальную направленность отца, но не подчинил ей физические аспекты своей жизни. Эту способность он мог бы унаследовать только от такой матери, как Сара. Все существование ребенка, выношенного, вскормленного и воспитанного еврейской матерью, с самого начала проникнуто стремлением исполнять волю Бога. И не случайно история о Саре и Агари рассказана в Торе между описанием "Завета между частями" и заповедью об обрезании.




2. И поставлю завет Мой между Мною и тобой, и весьма размножу тебя.

Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...