1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то,
что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и
от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до
сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой
нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в
этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в
Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение -
третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не
заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами:
Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства.
Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств. Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ
Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков
на форуме
Рубрика ТОРА И БИЗНЕС -
статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле
ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков
на форуме
2. 1/6 часть в торговле
ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока
на форуме
3. Время ликвидации сделки
ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока
на форуме
4. Отказ от претензий
ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока
на форуме
Недельная глава ЛЕХ ЛЕХА, урок 5
10. РАШИ
11. Вот я знаю – Мидраш (буквальное толкование гласит:) до сих пор не знал (не сознавал, что она красива) из-за присущей им обоим скромности. Теперь же узнал благодаря случаю. Другое объяснение:
обычно из-за тягот пути человек становится непривлекательным, она же сохранила свою красоту. А пшат (простой смысл) стиха: вот пришло время тревожиться из-за твоей красоты. Давно уже знал я,
что ты прекрасна видом, но теперь мы идем жить среди черных и безобразных людей, братьев мавров, которым непривычно видеть красивую женщину.
13. Чтобы мне было благо через тебя – чтобы дали мне дары.
14. Когда Аврам пришел в Египет - следовало бы сказать: "когда они пришли в Египет". Но сказанное здесь учит, что Аврам спрятал ее в сундуке, а они, требуя уплаты пошлины, открыли сундук и увидели ее.
15. И восхваляли ее: Для фараона! Хвалили ее между собой, говоря: "Такая под стать царю".
11. РАШИ
7. И поразил Бог фараона - он был поражен недугом, который препятствует совокуплению. Согласно Таргуму, и его домочадцы.
12. Рав Гирш: что же произошло в Египте
А теперь о том, что, собственно, произошло в Египте. Может ли быть, что Авраам готов был пожертвовать честью жены, чтобы спастись? Прислушаемся к словам самого Авраама. Он говорит (Я знал, что ты женщина прекрасная видом...). Слова "Я знал" подразумевают, что эта тема уже обсуждалась раньше. В свете инцидентов, которые имели место в Египте и Финикии, мы можем заключить, что при той
безнравственности, которая преобладала в этих странах, незамужняя женщина подвергалась меньшей опасности, чем замужняя, особенно если та была иностранкой. Если бы стало известно, что Сара замужем, ее мужа просто убили бы, а ее забрали. Другое дело, если человек путешествует со своей сестрой. Чтобы добиться девственницы, нужно сначала расположить к себе ее брата. В любом случае это долгая история, появляются возможности тянуть время. Между тем Бог может вмешаться.
Вот такой выбор стоял перед Авраамом прежде, чем он вошел в Египет. И именно ради Сары он выдал ее за свою сестру. Как у замужней женщины, у нее просто не было никаких шансов спастись. А считаясь незамужней, она могла надеяться на спасение.
Однако Сара была настолько скромна, что даже не понимала грозящей опасности. Она совсем не считала себя красивой. Поэтому Аврааму и пришлось сказать ей: Смотри, я знаю, что ты красивая женщина. Стоит египтянам увидеть тебя, как они расправятся со мной. Что же касается тебя, — тут Авраам прибегает к эвфемизму, — тебя они оставят в живых... Если бы они и тебя убили, это было бы не самое
худшее; они оставят тебя в живых для более позорной участи. Поэтому лучше тебе сказать, что ты моя сестра. Тогда египтяне будут стремиться завоевать мое расположение. И, наконец, чтобы преодолеть последние колебания Сары, Авраам добавляет, как будто с нотой эгоизма: "и я буду обязан тебе жизнью", иными словами, "если ты не можешь решиться солгать ради собственного блага, сделай это ради меня". 14. Увидели египтяне, что женщина очень красива - она привлекала внимание, нот не более того. Казалось, все обойдется: Аврааму не приходило в голову, что Сарой может заинтересоваться сам фараон. Если бы кто-то из его подданных проявил интерес к Саре, он обратился бы к ее брату. Но фараон поступил иначе... Была взята - Сара была взята в царский дворец, но все же фараон не дотрагивался до нее, потому что не хотел действовать принуждением. Он оказал Аврааму почести, чтобы добиться Сары с его помощью. Авраам получил "овец и быков" и т. д. Если бы Сару не защищал статус незамужней женщины, сестры Авраама, фараон взял бы ее сразу, безо всяких церемоний и даров.
Сара призналась фараону, что она жена Авраама. Сделав такое признание, она оказалась в большой опасности. Теперь у фараона не оставалось причин вести себя с ней деликатно. В результате пришлось вмешаться Божественному Провидению.
СБОРНИК КОММЕНТАРИЕВ НА НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ "ЛЕХ ЛЕХА"
Часть 3 «АВРААМ И ЛОТ»
1. Рав Гирш: Авраам стремится жить обособленно
Гонимый голодом Авраам временно покинул свое уединение и отправился в густонаселенный Египет, где ему пришлось испытать немало неприятных минут. Теперь он двинулся обратно, туда, где Бог впервые явился ему с обещанием отдать его потомству землю, на которой до тех пор Авраам должен обособиться, жить отдельно от всех. По возвращении в Кенаан Авраам возобновляет свою работу - взывать к людям от Имени Бога.
2. РАШИ
1. И поднялся Аврам... на юг, чтобы достичь юга земли Израиля, как сказано выше: "продвигаясь к югу" - к горе Мория.
3. И шел он своими переходами - возвращаясь из Египта в Кенаан, он останавливался на ночь на тех постоялых дворах, где ночевал, когда шел в Египет. Это учит тебя правилу: страннику не следует менять место пристанища. Другое объяснение: на обратном пути он расплачивался с долгами.
7. И был спор - потому что пастухи Лота были нечестивы и пасли свой скот на чужих полях, а пастухи Аврама порицали их за воровство. На что те отвечали: "Земля дана Авраму, а у него нет другого наследника, и Лот наследует ему, а значит это не воровство". А стих гласит: "кенаанеи и перизеи жили тогда в стране", и Аврам еще не вступил во владение ею.
8. Братья - родственники. А мидраш (буквальное толкование гласит, что они отличались) внешним сходством (как братья).
3. Рамбан
Следуя простому объяснению (пшат): ссора возникла из-за пастбища, поскольку им "не хватало земли", и пастухи Лота приводили свой скот туда, где уже пасся скот Авраама, тем самым вторгаясь в его пределы.
4. Рав Гирш:
психологические причины разрыва
6. И не хватало им земли, чтобы жить вместе. Почему? Не потому что у них было слишком много скота, и для двух стад не хватало пастбищ. Проблема заключалась в другом. Не скот, а "их имущество было велико". Два человека не могут жить в согласии, если между ними нет единства, если не доверяют друг другу. Обоим в этом случае приходится иметь отдельные шатры и загоны, ящики и сундуки. Их богатство чрезвычайно возросло, а они не были близки по духу. Поэтому они не могли жить вместе и должны были разойтись. Если бы они по-человечески подходили друг другу, не понадобились бы отдельные пастбища. В конце концов, дело не в богатстве, а в том, как его использовать и на что направлять. Именно здесь проявляются различия между людьми. Эти различия и побудили их расстаться. В хозяйстве Лота заботились только о выгоде, а люди Авраама думали и о более возвышенных материях. Поэтому и "земля была не в состоянии вместить их"; ее не хватало для них. Лот нуждался в отдельных пастбищах, чтобы, не дай Бог, какая-нибудь из его овец не оказалась в стаде Авраама.
9. Вся земля пред тобою, отделись же от меня. "Смотри! - сказал Авраам Лоту. - Мой выбор ограничен. Я не могу пойти в любое место, лишь бы там было хорошее пастбище; я должен жить отдельно от всех. Но поскольку ты не разделяешь моих убеждений, у тебя есть широкий выбор, вся земля перед тобой. Пойдешь ли ты направо или налево, я останусь здесь, в моем уединении". Лоту это предложение кажется вполне логичным. Более того, он ждал случая отделиться от Авраама. Скитаться и дальше по необжитым местам - не для него. Лот ищет теперь богатую землю, где можно не опасаться голода. И он ее нашел...
5. РАШИ
Доходя до Цоара - пшат: как идешь в Цоар. А мидраш видит в этом порицание: поскольку жители тех мест погрязли в разврате, Лот решил поселиться по соседству с ними.
С востока (или: от Предвечного) - он отправился в путь, отделившись от Аврама, и пошел к западу от Аврама. Таким образом, он двигался с востока на запад. А мидраш (гласит:) он отдалился от Предвечного Творца мира, говоря: "Не нужен мне ни Аврам, ни его Бог".
А люди Сдома были нечестивы - однако это не помешало Лоту (поселиться там и) жить с ними. А мудрецы выводят: "имени нечестивых гнить" (упоминание нечестивых следует сопровождать порицанием). Были нечестивы - что касается их тела и очень грешны что касается достояния.
6. РАШИ
14. После того, как Лот отделился от него - все то время, пока нечестивец был с ним, слово Всевышнего не доходило до него.
18. Мамрэ - Это имя человека.
Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков
на форуме
Воспитание детей
По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков
на форуме
Великое искусство возвращения домой
После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах.
А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах:
«Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам
гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто?
Что авторы рекламы имели ввиду?
Читать дальше...
Давайте спросим у детей
Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться?
Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи?
Что детям нужно от нас, взрослых?
Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что?
Читать дальше...
Рав Цви Каплан "Строгие родители"
Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в
нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть
больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик.
«Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень
спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни.
Читать дальше...