Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Недельная глава ЛЕХ ЛЕХА, урок 6




1. И было в дни Амрафела, царя Шинъара, и Ариоха, царя Эласара, Кедарлаомера, царя Элама, и Тидъаля, царя народов.



2. Они вели войну с Бэрою, царем Сдомским, с Бирша, царем Аморы, Шинавом, царем Адмы, и с Шэмэвэром, царем Цвоим, и с царем Бэлы, она же Цоар. 3. Все они соединились в долине Сиддим, она же Мертвое море. 4. Двенадцать лет они служили Кедорлаомэру, а на тринадцатом году восстали. 5. А на четырнадцатом году пришел Кедорлаомэр и цари, которые с ним, и поразили рефаимов в Аштерот-Карнаим, зузов в Аме, эймов в Шаве-Кирьятаим.



6. и хореев в их Сеирских горах, тянущихся до Эль-Парана, который в пустыне. 7. И возвратились они, и пришли в Эйн-Мишпат, он же Кадэш, и поразили всю страну Амалека а также Эморийцев, живших в Хацецон-Тамар.



8. И вышли царь Сдома, царь Аморы, царь Адмы, царь Цвоим и царь Белы, она же Цоар; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим. 9. С Кедарлаомером, царем Элама, и Тидъалом, царем народов, и Амрафелом, царем Шинъарским, и Ариохом, царем Элласара; четыре царя с пятью. 10. А в долине Сиддим было много смоляных ям. И цари Сдома и Аморы бежали и упали в них; а остальные убежали на гору.



11. А те взяли все имущество Сдома и Аморы и все их съестные припасы и ушли. 12. И взяли в плен Лота, племянника Аврама, и его имущество и ушли; а он жил в Сдоме. 13. И пришел беглец, и известил Аврама-Иври, а тот жил в дубраве Мамрэ Эморийца, брата Эшкола и брата Анера, союзников Аврама.



14. И услышал Аврам, что его родственник взят в плен, и вооружил своих воспитанников, рожденных в его доме, триста восемнадцать, и преследовал до Дана. 15. И разделился против них ночью, сам и рабы его, и бил их, и преследовал их до Ховы, что влево от Дамаска. 16. И возвратил все имущество, а также Лота, своего родственника, и имущество его возвратил, а также женщин и народ.

СБОРНИК КОММЕНТАРИЕВ НА НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ "ЛЕХ ЛЕХА"
Часть 4 «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»

1. Рав Гирш
Это самое раннее историческое свидетельство вооруженного столкновения царей и армий. Давайте вглядимся в то, как Тора рассказывает об этом эпизоде, чтобы лучше понять миссию Авраама и его народа.
Мы видим, как прижился и расцвел образ правления, введенный Нимродом на заре мировой истории. Поколение, в котором разделилось население земли, пришлось на период юности Авраама. Именно в этот период Нимрод стал царем. Он использовал силы народа в своих интересах. Он принес счастье людей в жертву на алтарь национальной гордости. С тех пор место истории народов заняла история царей. Тора сообщает о пяти владыках, царствующих на крошечной территории долины Иордана. А в дни Йеошуа нам рассказывается уже о тридцати одном царе, правящем городами-государствами Кенаана. Цари, пришедшие с Кедарлаомером, были более важными: они правили большими странами, такими как Шинъар (Вавилония), Элам (Мидия)... Эти страны находились далеко от Кенаана, но все же, кенаанские цари были данниками Кедарлаомера на протяжении 12 лет. Вот уже и "цари царей”, правящие вассалами.
Каждый город стремился обзавестись собственным царем. Не исключено, что причиной тому благополучие и богатство. Народ, который ленится думать, надеется, что царь освободит подданных от бремени политической и социальной ответственности. Чем более бездуховны и материалистичны народы, тем с большей готовностью они жертвуют своей свободой и имуществом - лишь бы не думать! С другой стороны, вряд ли кто-нибудь захочет стать царем нищего народа, потому что людей, которым нечего терять, не запугаешь и не заставишь подчиняться. В свете сказанного выше становится понятно, почему на небольшой территории богатой долины Иордана было так много царей. Подчиняясь царям, люди освобождали себя от необходимости заботиться об общественных нуждах. С другой стороны, сами цари охотно подчинились иноземному владыке. Таким образом, жители были рабами рабов, как и пророчил Hoax о потомках Хама. Эти царьки с радостью выплачивали ежегодную дань, чтобы наслаждаться богатством и властью в своих уделах.
Описанные здесь события важны также и с другой точки зрения. Наши мудрецы говорят, что уже на первой странице политической истории мы видим четыре победоносных царства. Они подобны четырем мировым силам, которые, поочередно достигнув расцвета, в конечном итоге должны будут уступить власти Бога. Мы находим здесь имена, по крайней мере, двух из этих стран — Вавилон (Шинъар) и Мидия (Элам). Уже в отдаленную эпоху два эти царства силой захватили земли Кенаана.


2. РАШИ
1. Амрафел - это Нимрод, который сказал ("амар") Аврааму: "Бросайся ("пул") в раскаленную печь".
Тидъаля, царя народов (Гоим) - есть местность, которая называется "Гоим", потому что там собрались люди из разных народов и мест и поставили над собой царем человека по имени Тидъаль.


3. Рамбан – "четыре царства"
"И было в дни Амрафела, царя Шинъара".
Это происшествие случилось с Авраамом, чтобы показать, что четыре царства будут властвовать над всем миром; в конце же его сыновья восторжествуют над ними, победят их всех, и вернут всех пленников и все свое имущество. И первым из них был царь Вавилона, ибо так и будет, согласно сказанному: "Ты – голова из золота". И, возможно, "Эласар" - название города в Мидии или Персии. А "Элам" - в этом городе воцарился первый греческий царь, и оттуда распространилось его царство, после победы над Дарьявешем. Это упоминают наши учителя: "Рабби Йоси говорит: Шесть лет царствовали в Эламе, а затем их царство распространилось по всему миру". А "царь народов", властвующий над различными племенами, поставившими его над собой главой и командиром - это намек на царя Рима, властвующего над городом, в котором собрались представители различных народов: китим, эдомитяне, и другие народы.


4. Даниэль глава 2
Отвечал царь и сказал Даниэлю...: "Можешь ли ты поведать мне сон, который я видел, и его толкование?" Отвечал Даниэль царю и сказал: "Тайну, о которой спрашивал царь, не могут раскрыть царю ни мудрецы, ни лекари, ни ученые, ни маги. Но есть в небесах Бог, открывающий тайны, и поведал Он царю Нэвухаднэццару, что будет в грядущие дни: сон твой – видение мысли твоей на ложе твоем – таков: Твои, царь, размышления взошли на ложе твое: "Что будет впоследствии?" И Открывающий тайны поведал тебе грядущее. А мне открылась эта тайна не потому, что мудрость моя больше, чем у всех живущих, а для того, чтобы поведать царю толкование, и чтобы узнал ты помыслы сердца своего. Видел ты, царь, что пред тобой идол громадный. Огромный этот идол стоит перед тобой, и блеск его велик, и вид его ужасен. (Вот) этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, (а) чрево и бедра его из меди. Голени его из железа, а ступни его частью из железа, а частью из глины. Пока ты смотрел, сорвался камень без помощи (чьих-либо) рук и ударил идола по ногам, что из железа и глины, и раздробил их. Тогда искрошились сразу железо, глина, медь, серебро и золото и стали подобны мякине на летнем току; и унес их ветер, и не осталось от них следа. А камень, который разбил идола, превратился в большую гору и заполнил всю землю. Таков сон, а толкование его скажем пред царем. Ты, царь, – царь царей, тот, кому Бог небесный дал царство, мощь, силу и славу... Ты сам – голова из золота. А после тебя поднимется царство другое, ниже твоего, а иное, третье царство, – медное, – будет властвовать надо всей землей. А четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех разобьет и сокрушит. А то, что видел ты ступни и пальцы частью из гончарной глины, частью из железа, то (это значит, что) царство это будет разделено, а прочность железа его будет, как видел ты, – железа, смешанного с гончарной глиной. И как пальцы ног – частью из железа, а частью из глины, так и царство это – частью будет прочным, а частью ломким... И во дни тех царей установит Бог небесный такое царство, которое никогда не разрушится и власти другому народу не передаст. Оно разобьет и уничтожит все эти царства, а само будет стоять вечно. Ибо видел ты, что камень оторвался от горы без помощи (чьих-либо) рук и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото...

5. Даниэль глава 8
На третьем году царствования царя Бэлшаццара привиделось мне, Даниэлю, видение, после того, которое видел я прежде. И увидел я в видении – видел я себя в Шушане, столице страны Элам, и привиделось мне в видении, что вот, – стою я над рекой Улай. И подняв глаза, увидел я: вот баран один стоит перед рекой, и два рога у него; рога эти высокие, но один выше другого, и более высокий поднялся позже. Увидел я, как этот баран бьет (рогами) на запад, на север и на юг, и никакие звери не могут устоять перед ним, и никто не может спасти от него; и делал он, что хотел, и стал огромным. Задумался я, но вот с запада идет козел по всей земле, и не касается он земли, и рог приметный между глазами его. И дошел он до барана двурогого, которого я видел стоящим у реки, и устремился к нему в ярости силы своей. И увидел я, как приблизился он к барану и яростно напал на него, и ударил он барана, и сломал оба рога его, и не было у барана сил устоять перед ним; и свалил тот его на землю, и растоптал его, и не было никого, кто спас бы от него барана. И вырос козел чрезвычайно, а когда стал он сильным, сломался большой рог у него, и появились вместо него четыре торчащих, (обращенных) к четырем странам света. И из одного из них вышел небольшой рог, и очень разросся на юг, и на восток, и (в сторону страны) красоты... И услышал я голос человеческий изнутри Улая, и воззвал он, и сказал: "Гавриэль! Дай этому понять это видение". И подошел он туда, где я стоял, а я затрепетал с приходом его и пал ниц. И сказал он мне: "Пойми, сын человеческий, что это видение к сроку конца". А когда говорил он со мной, я обомлел (и пал) лицом на землю. Но он коснулся меня и поставил меня тудаже, где я стоял. И сказал он: "Вот, я поведаю тебе, что будет в конце гнева, потому что этому времени будет конец". Двурогий баран, которого ты видел, – цари Персии и Мидии. А козел – царь Ионийский, а большой рог, который между глаз у него, это первый царь. А то, что сломался он и появились вместо него четыре, – четыре царства встанут из народа, но не равные ему по силе. В конце же их царствования, когда завершат свое дело преступники, встанет царь наглый и понимающий загадочное. И наберет он силу, но не своей силой, и уничтожать будет на удивление, и преуспеет в деяниях своих, и будет губить сильных и народ святых. И благодаря уму своему преуспеет он в коварстве своем, и вознесется он в сердце своем, и спокойно губить будет многих, и против Властителя властителей восстанет он, и сломлен будет без помощи рук (человеческих)...

6. Рамбан - продолжение
И об этом же сказано в "Берешит-Рабба": "Сказал рабби Авин: Так же, как начал с четырех царей, так и завершает именно четырьмя царями...". И там же (другими словами): "И было в дни Амрафеля, царя Шинъара - это Вавилон. Ариох, царь Эласара - это Мидия. Кедорлаомер, царь Элама - это Греция. И Тидъаль, царь народов - это царство Эдома, диктующее всем народам мира".


7. РАШИ
10. А в долине Сиддим было много смоляных ям - там, откуда брали землю для строительного раствора, было много ям. А Мидраш гласит, что их содержимое было очень вязким, но для царя Сдома свершилось чудо, и ему удалось оттуда выбраться. Потому что среди народов некоторым не верилось, что Авраам спасся из раскаленной печи в Ур-Касдим. Но поскольку царю Сдома удалось выбраться из смолы, они поверили также и в происшедшее ранее с Авраамом.
13. И пришел беглец - согласно простому объяснению (пшату), это Ог, который спасся бегством с поля боя. И к этому относится стих: "ибо только Ог... остался из остатка рефаим", а "остался" означает, что Амрафел и его союзники не убили Ога, когда разгромили рефаим в Аштарот-Карнаим. А согласно Мидрашу, это был Ог, который остался в живых из поколения потопа. И это имеется в виду под словами "из остатка рефаим"..." Он сообщил о пленении Лота в надежде на то, что Аврам погибнет в бою, и тогда он возьмет в жены Сару.

8. Рав Гирш: союзники Авраама
13. И пришел беглец, и известил Аврама-Иври. Аврам по-прежнему “Иври”, то есть “с другой стороны”. Он оставался посторонним, чужаком, живущим уединенно, но сохраняющим добрососедские отношения с окружающими. И тем не менее Мамрэ, хозяин этих мест, и его братья были союзниками Авраама. Не чужестранец Авраам искал союза с местными жителями, но они сами искали союза с ним.
Поведение Авраама должно служить образцом для его потомков, живущих в чужой земле. Пусть еврей живет как еврей, любящий мир, не вмешивающийся в чужие дела и заботящийся о нуждах народа Израиля. Тогда в конечном итоге, народы мира постараются сделать его своим другом, а не наоборот. Каждый чистый сердцем человек поймет тогда, что настоящий еврей - это идеальный человек, а не наоборот, ибо понятие “еврей” шире понятия “человек”. Еврею достаточно быть евреем в полном смысле этого слова, и тогда, хотя он и останется только живущим по соседству, - неевреи будут его уважать и примут в союз народов. Авраам не жертвовал своей индивидуальностью для того, чтобы удостоиться союза с Мамрэ и его братьями.
И вооружил своих воспитанников. До сих пор Авраам держал домочадцев подальше от внешнего мира, опасаясь за их воспитание. Теперь, когда человеческая жизнь находилась в опасности, он уже не думал о дурном влиянии на своих воспитанников: “он вывел их наружу”. Последователи Авраама, над которыми люди вроде Лота или жителей Сдома и Аморы смеялись, спешили теперь им на помощь.


Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...