Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Недельная глава ЛЕХ ЛЕХА, урок 2





1. И сказал Бог Авраму: Иди себе из своей страны, со своей родины, из дома своего отца — в землю, которую Я укажу тебе. 2. И Я сделаю тебя великим народом и благословлю тебя, и возвеличу твое имя, и ты станешь  благословением.



3. Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающих тебя Я прокляну; и благословятся в тебе все народы земли.

2. Маараль "Нецах Исраэль" 11
В чем отличие народа Израиля от всех других народов? В том, что Бог избрал Израиль ради него самого, а не из-за его добрых дел. Ошибкой было бы сказать, что евреи являются избранным народом лишь тогда, когда исполняют желание Всевышнего, но не тогда, когда отказываются это делать. Чтобы исключить это неправильное понимание, Писание говорит вначале: «И Я буду им Богом», – а лишь затем: «…а они будут Мне народом». Другими словами: Бог избрал евреев, независимо от того, принимают они Его власть или нет. И именно поэтому Тора не рассказывает о добрых делах Авраама, которые предшествовали его избранию. Ведь если бы Всевышний начал с этого рассказа, можно было бы сделать вывод, что Бог избрал Авраама и его потомство из-за их хороших поступков. (А тогда пришлось бы пойти дальше и сказать, что, если они не станут поступать хорошо, Бог отвергнет их!). Но на самом деле это не так: Бог избрал евреев ради них самих, и это – абсолютный выбор. А когда речь идет об остальных народах, говорится сначала: «…быть Мне народом». Это значит, что если кто-либо поступает хорошо и праведно, Бог приближает его. Таким образом, его близость к Богу определяется конкретной ситуацией, не представляя собой избранности по сути. Поэтому избрание Ноаха было связано только с его поступками, и не распространялось на его потомство.


* Тора намеренно ничего не говорит о причинах избрания Авраама.

3. РАШИ
1. Иди себе - тебе на пользу и тебе на благо. Там Я сделаю тебя великим народом, здесь же ты не сможешь иметь сыновей. А кроме того, Я сделаю тебя известным в мире.
2. И Я сделаю тебя великим народом. Странствия влекут за собой 3 последствия: идут во вред продолжению рода, имуществу и доброму имени, - поэтому (Аврам) нуждался в этих трех благословениях. И Бог дал ему обещание относительно детей, имущества и имени.
И благословлю тебя – богатством. И быть тебе благословением – до сих пор благословения были в Моих руках, Я благословил Адама, Ноаха и тебя. Теперь же ты будешь благословлять, кого захочешь. Прежде чем начать: "И сказал Бог Авраму", следовало бы сообщить о достоинствах Аврама и его качествах, чтобы мы знали, что он собой представляет..., подобно тому, как сказано о Ноахе ("Ноах был человеком праведным и цельным в своем поколении"). Однако можно объяснить так: Писание уже намекнуло на его достоинства в словах Ур Касдим.

4. Рамбан: это привычный для Писания оборот речи
И сказал Бог Авраму: Иди себе - тебе на пользу и тебе на благо. Там Я сделаю тебя великим народом, здесь же ты не сможешь иметь сыновей. Так писал Раши, но в его объяснении нет необходимости, потому что это привычный для Писания оборот речи, подобно тому, как сказано: "Дождь прошел, ушел себе" или "пойду я себе", "идите себе" и т.п.



5. Рав Гирш: уйди к себе, следуй своим путем
Иди своим путем. Местоимение לך (к себе, для себя) в сочетании с глаголом уйди придает этой фразе дополнительный смысл: "уйди ради себя", "следуй своим путем", "отойди от других". Приказ Бога заставил Авраама занять жизненную позицию, которая находилась в резком противоречии со всеми тенденциями его времени. Лозунгом той эпохи было: "Сделаем себе имя. Поколение, среди которого жил Авраам, возводило для прославления человека Вавилонскую башню. Но в этом действии не было ничего от индивидуализма, высокой оценки значимости человека. Напротив, господствующим мировоззрением являлся централизм, отказывавший индивидуальности в какой-либо ценности, низводивший личность до уровня безликой детали, кирпичика грандиозной стройки, призванной восславить общество. Господствующая тенденция возводила в закон ложное понимание "большинства", навязывающего свою власть всем, всегда и во всем. Постепенно то, что "большинство" считает благом, становится таковым для каждого.
Конечно, общество обязано заботиться о сохранении того, что действительно свято и возвышенно... Но при всем том необходимо должным образом оценивать высокую значимость каждого человека, присоединяющегося к общине. С самого зарождения еврейской истории мы видим, что принцип (иди своим собственным путем) считается наиболее важным. Никто не вправе сказать о себе: "Я праведен настолько, насколько полагается в наше время". Каждый лично отвечает за себя перед Богом. Если это становится необходимым, если большинство начинает поклоняться идолу ложного принципа, не имеющего ничего общего с истинным Богом, тогда человек должен идти "один, своим путем, с Богом". Наш народ никогда не сумел бы просуществовать (выстоять) в истории, если бы мы не унаследовали от Авраама мужества, необходимого для того, чтобы оставаться в меньшинстве!


6. РАШИ
Из своей страны - но ведь он уже ушел оттуда со своим отцом и достиг Харана? Однако Он сказал ему так: "Отдались оттуда еще больше и уйди из дома твоего отца".

Берешит 11:24-32

А Нахор жил двадцать девять лет и родил Тераха. И жил Нахор по рождении им Тераха сто девятнадцать лет, и родил сынов и дочерей. А Терах жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. А вот родословная Тераха: Терах родил Аврама, Нахора и Арана, а Аран родил Лота. И умер Аран при жизни Тераха, своего отца, в земле рождения своего, в Ур-Касдим... И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли вместе из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Кенаанскую, и дошли они до Харана, и поселились там. И было жизни Тераха двести пять лет, и умер Терах в Харане.

Ур (Ир по-шумерски) – древний город в Месопотамии, находился недалеко от места, в котором Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив. Развалины города находятся в Ираке на правом берегу Тигра в месте, которое называется Тель Эль Мукьяр, недалеко от города Насария, южнее Багдада. Харан – древний город шумерской и аккадской эпохи, находящийся в верхнем течении реки Балиах в Турции. В древности он был важным торговым центром, а сегодня – это археологический памятник неподалеку от турецкосирийской границы.

7. Рамбан: Авраам родился в Харане, а не в Уре
Есть здесь трудность: приказав своему рабу Элиэзеру взять жену сыну, Авраам сказал ему: "Но в мою страну, на мою родину ты пойдешь", и тот отправился в Арам в Междуречье, в город Нахора. Получается, что это его родина, о которой он говорит: "Но только в дом отца моего и к семейству моему ты пойдешь и возьмешь жену сыну моему" ... Приходится заключить, что Авраам родился в Харане, городе его отцов. Именно там Бог повелел ему бросить свое семейство… А то, что сказано: "из своей страны, со своей родины, из дома своего отца" следует объяснить так: человеку трудно уходить из страны, в которой он живет, где живут его друзья и товарищи, а уж тем более из родного города, и еще тяжелее уходить из дома отца.


8. РАШИ
Которую укажу тебе - сразу не назвал ему ту землю, чтобы он проникся любовью к ней (к земле) и чтобы вознаградить его за исполнение каждого повеления в отдельности. Подобно тому "сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака", и подобно тому "...на одной из гор, о которой скажу тебе".


И благословятся в тебе - есть немало аллегорических толкований, а прямой смысл таков: человек говорит своему сыну: "Будь как Авраам". И так же (следует понимать выражение) "и благословляться будут тобою" везде, (где оно встречается) в Писании.

9. Рабейну Бахья
Согласно Кабале, "И благословятся в тебе" – это благословение свыше, (основное) качество Авраама, первое из всех качеств. То же самое имеет в виду Мидраш, говоря про стих: "И благословятся в тебе, – это означает, что благословение пройдет через тебя". Смысл комментария в том, что он (Авраам) будет принимать благословение первым, а от него оно распространится по всему миру.

* Благословение приходит в мир через Авраама

10. Ялкут Шимони, раздел Лех-Леха, 65
Сказал раби Элиэзер: что означает стих: "И благословятся в тебе все народы земли"? Это означает, что даже торговые корабли, плывущие из Галии в Испанию, благословляются (т.е. преуспевают) только ради Израиля.

Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...