Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Недельная глава ЛЕХ ЛЕХА, урок 7




14. И услышал Аврам, что его родственник взят в плен, и вооружил своих воспитанников, рожденных в его доме, триста восемнадцать, и преследовал до Дана. 15. И разделился против них ночью, сам и рабы его, и бил их, и преследовал их до Ховы, что влево от Дамаска. 16. И возвратил все имущество, а также Лота, своего родственника, и имущество его возвратил, а также женщин и народ. 17. И вышел царь Сдомский ему навстречу по возвращении его после поражения Кедорлаомэра и царей, что с ним, – в долину Шавэ, она же долина царская.

9. РАШИ
14. И вооружил своих воспитанников - это Элиэзер, которого он воспитал (и приучил) к исполнению заповедей. А само слово означает начальную стадию введения человека или орудия в то действие, которое ему предстоит совершать.
Триста восемнадцать - наши мудрецы говорили, что Элиэзер был один, а 318 - это цифровое значение его имени.


10. Рабейну Бахья
Согласно мидрашу, триста восемнадцать человек – это Элиэзер, цифровое значение имени которого равняется 318. И возникает вопрос: согласно этому мидрашу, число 318, приведенное в стихе, не понимается буквально, поскольку указывает только на одного Элиэзера; но тогда у нас нет простого прочтения стиха, поскольку он прямо указывает на воспитанников-домочадцев числом триста восемнадцать. Но вот объяснение: таким было число воспитанников дома Авраама, которые жили у него. Но после того, как вышел на войну, он уменьшил их число, поскольку победа достигается заслугами, а не числом; как сказано в Торе (Дварим 20:8): "Кто боится и т.д." Таково значение слова "и вооружил", которое имеет два смысла: "оружие", и "ограничение" (только). И после того, как "уменьшилось" их число, остались только Авраам и его один воспитанник, это Элиэзер. И хотя слово "воспитанники" содержит букву юд (т.е., оно дано во множественном числе), то, как в число 200 включено число 100, так и в число воспитанников включен один воспитанник. И когда говорится, что все его воспитанники были с ним, это сказано об одном Элиэзере. Что касается слова "его брат" (так Писание говорит про Лота), в то время как тот был сыном его брата Арана, то тем самым стих указывает на положительное свойство Авраама, который ревниво взялся за дело, исходя из чувства братства, а не вражды, которая случилась между ними, и бросился в бой, словно был настоящим братом (Лоту).


11. РАШИ
15. И разделился против них ночью - Согласно простому смыслу, [надо изменить порядок слов] Писания: «И разделились он и его слуги, преследуя их ночью». Так преследователи делятся на группы в погоне за преследуемыми, когда те разбегаются в разные стороны. Ночью - т.е., когда стемнело, не прекратили преследования. А Мидраш гласит, что ночь разделилась, и в первой половине ночи для него свершилось чудо, а вторая половина хранилась до другой полночи в Египте(*).

* Иными словами, стих " ויחלק עליהם לילה " можно перевести буквально: "и разделилась для них ночь, для него и для его слуг..."




18. И Малки-Цедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино; и он - священник Богу Всевышнему. 19. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20. И благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руку твою, и дал ему десятую часть из всего. 21. И сказал царь Сдомский Авраму: отдай мне души, а имущество возьми себе.

12. РАШИ
17. Долина Шавэ - так она называется. Согласно Таргуму, равнина гладкая, свободная, на которой нет ни деревьев, ни какого-либо препятствия. Долина Царская - царское ристалище, предназначенное для царских игр. А буквальное толкование Мидраша гласит: это долина Согласия, она же Царская долина, где все народы пришли к согласию и поставили Авраама царем, князем от Бога и правителем над собой.
18. И Малки-Цедек, царь Шалема - Агада гласит: это Шем, сын Ноаха.


13. Рамбан
"И Малки-Цедек, царь Шалема". Это Иерусалим, как сказано: "И был в Шалеме шалаш (сукка) Его". Его царь и во времена Йеошуа назывался "Адони-Цедек" (от слова цедек, справедливость), ибо с древних времен народы знали, что это место - лучшее из всех мест, расположенное в середине заселенной земли. Или, возможно, они знали о его достоинствах по традиции, (т.е. знали), что это место расположено напротив Верхнего Храма, где пребывает Шехина Всевышнего, называемая цедек. А в Берешит-Рабба говорится, что это место делает его жителей праведниками (на иврите от слова цедек), и что Малки-Цедек – он же Адони-Цедек, и что Иерусалим называется "Цедек", согласно сказанному: "Справедливость (цедек) будет пребывать там".
И сказано: "И он - священник Богу Всевышнему", чтобы сообщить нам, что Авраам не отделял десятины служителям других богов; зная же, что он (Малки-Цедек) - священник Бога Всевышнего, Авраам отделил ему десятину во славу Богу. И в этом содержится намек Аврааму на то, что в этом месте будет Храм, и его потомки понесут туда десятину и труму, и там будут благословлять Бога.
А по мнению наших учителей, сказавших, что Малки-Цедек - это Шем, сын Ноаха, получается, что он ушел из своей страны в Иерусалим, чтобы служить там Богу, и стал для (тамошних жителей) священником Богу Всевышнему, поскольку он - брат их отца, которого они почитают. Ведь Иерусалим всегда принадлежал к уделу потомков Кенаана.
А Раши написал выше: "И кенаанейцы тогда в стране" - (то есть кенаанейцы) отвоевывали (тогда) Страну Израиля, у потомков Шема, предка Авраама, поскольку она отошла к уделу Шема, когда Ноах оделял своих сыновей землей, согласно сказанному: "И Малки-Цедек, царь Шалема...". И это неверно, ибо "граница потомков Кенаана - от Цидона" и включает всю землю Израиля. Граница же владений потомков Шема - к востоку от Масы, далеко от земли Израиля. Если же Ноах разделил земли между сыновьями по своей воле при жизни, и дал Шему Страну Израиля, то нужно сказать, что потомки Кенаана могли жить там до тех пор, пока Шем не передаст ее в удел потомству своего любимца.


14. Рав Гирш: смысл отделения десятины
Когда мы зарабатываем первый флорин, мы еще способны переживать свою удачу, мы вспоминаем о былой бедности, и наши сердца преисполняются благодарности к Богу. Но десятый, сотый, тысячный флорин уже кажутся само собой разумеющимися. Акт отделения маасер призван напоминать нам, что десятый, сотый и тысячный флорин – точно такие же дары Божественного Провидения, каким был самый первый заработанный нами.


СБОРНИК КОММЕНТАРИЕВ НА НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ "ЛЕХ ЛЕХА"
Часть 5 «БРИТ БЕЙН АБЕТАРИМ»



22. И сказал Аврам царю Сдомскому: поднимаю руку мою к Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, 23. Что от нитки до ремешка от обуви – не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: "я обогатил Аврама". 24. Мне – ничего, только то, что съели мои слуги, и доли людей, которые ходили со мною: Анера, Эшкола и Мамрэ, – пусть возьмут свою долю.

1. РАШИ
24. Мои слуги, которые ходили со мной, а также Анер, Эшкол и Мамрэ... Хотя слуги мои сражались, как сказано: "...он и слуги его, и бил их...", а Анер и его товарищи сидели при обозе, охраняя его, все же они также должны получить свою долю.




1. После этих происшествий было слово Бога к Авраму в видении, и сказано так: не бойся, Аврам, Я щит тебе; награда твоя весьма велика. 2. И сказал Аврам: Господи Боже! что Ты дашь мне? Вот я отхожу бездетный, а домоправитель мой это Элиэзэр из Дамаска. 3. И сказал Аврам: ведь Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследует мне.

2. РАШИ
1. После того, как с ним произошло это чудо, и он убил царей, он стал тревожиться, думая: "Быть может, я получил вознаграждение за все мои добрые дела?" Поэтому Всевышний сказал ему: "Не бойся, Аврам, Я щит тебе" от кары, чтобы ты не понес наказания за всех тех людей, которых ты убил. Что же до твоей тревоги о полученном вознаграждении, то знай, что "награда твоя весьма велика".




4. И вот, сказано ему слово Бога: не будет он тебе наследовать; но тот, кто произойдет от тебя, будет тебе наследовать. 5. И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; сумеешь ли счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое. 6. И поверил Богу, а Тот засчитал ему в праведность. 7. И сказал ему: Я Бог, который вывел тебя из Ур-Касдима, чтобы дать тебе землю эту в наследие.



8. И он сказал: Господи Боже, как я узнаю, что буду наследовать ее? 9. И сказал ему: возьми Мне трех телок и трех коз, и трех баранов, и горлицу, и птенца.

3. РАШИ
5. И вывел Он его наружу - согласно прямому значению (пшат), вывел его из шатра, чтобы увидел звезды. А согласно Мидрашу, сказал ему: "Оставь свою астрологию. По звездам ты видел, что не будешь иметь сына. Авраму действительно не суждено иметь сына, но у Авраама будет сын... Сарай не суждено родить, но Сара родит. Я нареку вам другое имя, и доля переменится". Другое объяснение: вывел его из земной сферы и вознес выше звезд. Поэтому сказано הבט взгляни, что означает "смотреть сверху вниз".
6. И поверил Богу – и не просил дать ему знамение, но относительно наследования земли просил для себя знамения и сказал Ему: "Как я узнаю". И Он засчитал ему это в заслугу - Бог вменил Авраму в заслугу и в праведность то, что он Ему поверил. Другое объяснение "Как я узнаю": Аврам не просил у Него знамения, а сказал Ему так: "Дай мне знать, благодаря какой заслуге мои потомки смогут оставаться на этой земле". Сказал ему Бог: "Благодаря жертвоприношениям".


4. Рамбан: "и засчитал ему в праведность" – кому?
"И поверил Богу, и Тот засчитал ему это в праведность".
Раши пояснил: Всевышний засчитал ему как праведность и заслугу ту веру, которой он Ему поверил. Но непонятно, что это за заслуга. Почему не поверил в Бога веры, ведь Он сам пророк (и понимает, что Бог) – не человек, который обманывает. Разве тот, кто поверил в приказ принести в жертву своего единственного и любимого сына и прошел через остальные испытания, не поверит Его благому сообщению? По-моему, надо сказать, что поверил Всевышнему и рассудил, что из-за Своей праведности Тот даст ему потомство в любом случае, но не в силу праведности Авраама, хотя и сказал: "твоя награда весьма велика". А потому не боялся, что грех может умалить заслуги. И хотя в первом пророчестве посчитал, что все произойдет при условии, что заслужит награду за свои дела, то теперь, поскольку ему было обещано потомство так, что можно не бояться греха, он поверил обещанию Всевышнего, слово Которого неизменно…, как написано: "Собой клянусь (сказал Всевышний): скажу по праведности и не изменю (слову)".


Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...