Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Главная » FAQ
На Ваши вопросы отвечает раввин Моше Пантелят


Кошерен ли ликер Вана Таллинн (Vanna Tallinn)? Вроде раньше его покупали соблюдающие кашрут евреи. Но была информация, что там есть проблема с емкостями и его запретил раввин Шмуэль Коот. Может есть проверенная информация о этом продукте?
Ответ:
Проверенной информации об этом ликере у меня нет.  Попробую задать вопрос специалистам.
Добавил: Бецалель, Минск (mexxin)

Здравствуйте, р. Моше.

Скажите, пожалуйста.

Есть ли запрет Йихуд между братом и сестрой, когда они оба сделали гиюр?

Спасибо

С уважением,

Boruch 

Ответ:

Автор книги Двар алаха сомневается, есть ли запрет, но есть и запрещающие. Я почти уверен, что видел в Циц Элиэзер, что в форсмажорных обстоятельствах можно положиться на природное чувство родства и не устрожать по причине того, что гер считается как бы заново родившимся. Как видишь - есть спор, на практике надо спросить большого человека.

Добавил: Boruch (Honan)

Шалом, рав Моше. у меня срочный вопрос... у меня в понедельник день рождения. Могу я на работу, в центральный офис, где я почти не бываю принести торты, купленные  в обычном магазине? Явных евреев там нет. Во всяком случае я о них не знаю.... А в свою комнату купить что-то кошерное... И еще вопрос: нужно предупреждать, что это не кошерное?

Ответ:

Можно. Нельзя только торговать не кошерными тортами. А кормить ими сотрудников и подчинённых - можно.

Предупреждать обычно не нужно. Только если народ подумает, что ради них ты готов раскошелиться на кошерное, а на самом деле ты сэкономил, купив не кошерное, и дешево заслужил их уважение - то надо признаться. А так - нет.
Добавил: most129 (Honan)

Здравствуйте, р. Моше.

Скажите, пожалуйста.

Если нееврей делает для меня в Шабат запрещенную работу, нельзя платить ему за это (насколько я знаю). Если я говорю нееврею сделать по принципу "швут дешвут бимком мицва", за это тоже нельзя платить?

Ответ:

Мишна Брура запрещает платить нееврею только в случае запрещенной работы, ведь причина, на которую он указывает, состоит в том, что давая ему плату, ты показываешь, что заинтересован в его действиях, а тебе надо наоборот, протестовать. Очевидно, что все это не имеет отношения к тем случаям, в которых можно попросить нееврея сделать работу в Субботу (в том числе "швут дешвут бимком мицва") - ведь прося, ты уже высказываешь заинтересованность. Однако в Субботу нельзя платить в любом случае.

Добавил: Boruch (Honan)

Здравствуйте, р. Моше.

Скажите, пожалуйста.

Есть ли проблема разменивать крупные купюры денег на мелкие из кассы цдаки (при этом для цдаки это не имеет никакого значения)?

Ответ:

В Шулхан Арухе ЙД 257 сказано, что габай может разменивать деньги другим, но не себе - чтобы народ их не подозревал в хищении из кассы.
Добавил: Boruch (Honan)

Если меценатом были пожертвованы деньги на общину (синагогу) - и не обязательно разово - может и ежемесячно. Обязанна ли община (в лице руководства) отделять маасер с этих денег? Такой же вопрос интересен и про другие религиозные организации - Колель, Иешива.

Есть ли разница пожертвование (дарителя) является маасер ксафим или цдакой? И надо ли спрашивать дарителя, чем являются его деньги - может он хотел отделить маасер ксафим (как деньги бедным) и отделил для общины и эти деньги вовсе не являлись цдакой?

Если община (синагога) должна отделять маасер, то на какие цели нужно направлять деньги и как это делать правильно? Какой процент - 10% или пятая часть? И учитывается ли при этом материальное положение общины (синагоги).?
Ответ:
Общины либо общественные организации, получившие пожертвования от спонсоров, не должны отделять от них десятину. Более того, в ряде случае запрещено поступать так - ведь спонсор дал сумму на определенное учреждение, он хочет, чтобы вся эта сумма пошла на это учреждение, и потратить часть денег на другие цели - пахнет воровством. Габая, принявшего деньги, не должно интересовать, каков их источних - цдака или маасер, это проблема спонсора, на что он тратит деньги и правильно ли он это делает. Габай - не налоговое управление и не воспитатель спонсора. Он отвечает за точное исполнение воли спонсора - на что тот дает ему деньги.
Добавил: Бецалель (mexxin)

Вот мой вопрос.

Шабат - лампа с аккумулятором и LED-светильником внутри, можно ли переносить её с места на место?

Заранее большое спасибо за помощь.

Шалом, Игорь.

Ответ :

В книге "Шалмей Йеуда" (один из наиболее авторитетных трудов по мукце) автор пишет, что много лет назад показал раву Эльяшиву электрический фонарик и LIGHTSTICK (тогда это была трубочка, которая светила в результате смешения 2 химикалиев внутри нее) и спросил, можно ли переносить их в шабат. Рав Эльяшив запретил переносить фонарь и разрешил переносить LIGHTSTICK. На вопрос, в чем разница, ответил: в фонаре есть лампочка с нитью накаливания, она входит в старинный запрет переноса горящей свечи. Пусть она не совсем похожа не горящую свечу, подобия достаточно для действия принципа "ло плуг", т.е. мудрецы не разделяли свои постановления на многочисленные пункты и подпункты с исключениями. А трубочка под этот принцип не попадает, в древний запрет она не включена, а новых запретов сегодня мы не вводим.

Теперь вопрос о твоем фонарике c LED-светильником: Я затрудняюсь сказать, на что он больше похож, на старый фонарик с лампочкой или на трубочку. С одной стороны, нити накаливания нет, а с другой стороны, внешне похож на другие фонари с лампочками.  А рава Эльяшива с нами уже нет. Надо будет спросить современных авторитетов.
Добавил: igor potiomkin (Honan)

Если Реувен попросил Шимона купить некую вещь, после чего он ему вернет деньги. Это считается, что Шимон одолжил Реувену деньги, и если он точно не помнит, сколько она стоила есть здесь проблема с "рибит"? Или это просто услуга и он может взять с него больше за "тирха"?

Ответ :

Любой долг может быть рассмотрен как ссуда по отношению к запрету процента. Только если дает одно, а взамен получает другое, можно сказать, что это торговая сделка, но никак не ссуда. Но в данном случае возвращаются деньги, значит, нужно рассматривать этот случай как ссуду и остерегаться, чтобы не нарушить запрет на процент. Как выйти из этой ситуации - найти компромиссную сумму, которая может быть больше или меньше, чем получил Шимон от Реувена. Но если эта сумма будет наверняка больше полученной - нельзя.

Добавил: Boruch (Honan)

Был мясной противень эйно бен йомо. На нем запекли молочный бутерброд. Противень требует либун, т.е. можно выбрасывать?
Ответ :
Не понял - если можно сделать либун, так зечем выбрасываь? Не жалко?
Добавил: Boruch (Honan)

Рав, можно ли нанять рабочих для начала ремонта в квартире в холь а моэд. Если не делать ремонт, мы задерживаемся в прежней квартире и теряем деньга на съеме?

Можно ли нанять на участок работы рабочих (скажем, на неделю) и при этом они будут работать в йомим товим включительно, при этом я в том помещении не нахожусь?

Ответ :

Работы, необходимые для того, чтобы избежать материальных убытков, разрешены в моэд. Но если есть возможность сделать заранее, до наступления праздников то нельзя приглашать рабочих на Холь Амоэд.  Такого рода работы можно делать и прелюдно, поэтому нет ничего страшного в том, что люди знают, что в данной квартире живет еврей. Но нельзя позволить рабочим, даже сдельщикам, работать в квартире еврея (даже если он там не находится), из-за хилуль-ашем и пренебрежения законами субботы и праздников (см. подробнее http://www.pantelat.com/blog/rabota_podrjadchika_s_subbotu/2011-11-14-7).

Добавил: Vaysberg Daniel (Honan)

Здравствуйте. У меня такой вопрос: я слышала, что разведенная женщина, которая хочет создать семью, может не покрывать голову. Так ли это?
Ответ :
Обязанность покрывать волосы для разведенной женщины (или вдовы) - не из Торы. Это то, что называется в Талмуде (דת יהודית) т.е. освященный обычаем образ поведения еврейской женщины. Запрет Торы нельзя нарушить даже если очевидно, что его соблюдение помешает создать семью, найти работу и т.п. Но что касается דת יהודית, то в определенных случаях может быть послабление. Исходя из этого принципа, рав М.Файнштейн разрешил вдове, которой отказывали в приеме на работу, пока она не снимет парик (или платок), ходить с непокрытой головой. В другой респонсе, он разрешил разведенной женщине не покрывать волосы, если она убеждена в том, что иначе не сможет найти шидух. Не все согласны с этим разрешением: некоторые авторитеты отвергают его полностью, другие, как например, рав Овадия Йосеф, разрешает в таком случае носить парик вместо косынки или шляпы (в обычной ситуации он запрещает парик). На практике нужно спросить раввина - только перед этим спросить себя, действительно ли мешает покрытие головы созданю семьи - или это, в занчительной степени самоубеждение. 
Добавил: Хана

Шалом! Уважаемый рав, Ваш электронный адрес я взял с сайта, где шло обсуждение вопросов маасера. У меня к Вам очень важный для меня вопрос.

Мои родители живут в средней Азии (в Киргизии) и переехать им оттуда очень трудно, в основном по причинам здоровья. Тем более, что у них там специфический климат, высокогорье, к которому они там за свою жизнь привыкли и мы опасаемся, что смена климата может усугубить ситуацию. Да и они категорически не хотят уезжать.

Киргизия страна бедная, хотя мои родители пенсионного возраста, они не получают пенсии, и других источников дохода, кроме небольшого домашнего хозяйства, у них нет. Поэтому последними 8 лет я поддерживаю их финансово и прочими путями, так что они обеспечены всем, что им необходимо. Надо сказать, что Всевышний благословляет меня, и за эти годы мое благосостояние непрерывно растет. При расчете маасера для меня встал вопрос, как рассматривать затраты на родителей. Я стал рассматривать три подхода. 

Первый подход: рассматривать их как траты на себя и брать из тех 90% чистого дохода, которые остаются после извлечения маасера.

Второй подход: рассматривать эти траты как некий "налог" и вычитать их из зарплаты для расчета чистого заработка, из которого потом будет извлекаться маасер. На сегодняшний день я иду по этому пути

Третий подход: брать эти средства из маасера (помощь родителям будет составлять около 30% от маасера).

Пожалуйста помогите внести внести ясность в этот вопрос, как было бы правильно поступать с точки зрения Закона "аль пи дин".

О себе: я нееврей, сын еврея, иду по пути к гиюру, отношусь к московской общине "Дор Ревии", к сожалению отсутствовал там во время Вашего посещения нашей общины.

Заранее благодарен всяческих благ.

Ответ :

Первый подход неправильный, поддержка родителей - не налог, уменьшающий доход, а расход, как и другие расходы.

По букве закона, Вы имеете полное право тратить маасер на содержание Ваших родителей, ибо согласно Вашему описанию, они бедные люди. Однако есть элемент пренебрежения к родителям в том, что им помогают за счет пожертвований бедным, поэтому мудрецы сказали, что человека, который может позволить себе помогать родителям за свой счет, но делает это за счет цдаки, постигнет проклятие. Отсюда понятно, что если есть возможность помогать за свой счет, лучше делать так - кому нужно проклятие? Если средств не хватает, то можно давать из маасера. Кстати, в Вашем конкретном случае, я не уверен, проклятие действут - до того, как Вы сделаете гиюр, но точно сказать не могу. Если сумею выяснить, сообщу - "бли недер". 

Добавил: ВВ (most129)

Рав Моше!

Можно ли в субботу пользоваться каплями для носа, если дышать нечем?

Ответ :

Пользоваться каплями для носа, как и другими лекарствами могут только больные. Здоровые люди, страдающие от недомогания типа насморка и т.п., могут пользоваться лекарствами только если чувствуют себя настолько плохо, что вынуждены лечь в постель, либо чувствуют, что вышли из строя и не способны к действию.

Добавил: Хонан (Honan)

Шалом! Рав Моше, хотел у вас спросить, можно ли зайти в русский магазин и что то купить в Израиле? Понятно, что там много некашерного. Тода.

Ответ :

Если там продаются только некашерные продукты - нельзя из-за запрета "марит айн", но если там продаются и кашерные, и некашерные продукты - тогда запрета нет.

Добавил: Гершон (Honan)

Холодильник Атлант ХМ 6021-100

Вот что мне ответили мастера:
"Там две схемы. Геркон (что и есть магнит) или кнопка, а таймер во всех случаях электронный и вживлён в модуль управления или индикации."

На модели которую я смотрел - кнопка. Видимо ее можно будет заклеивать скотчем в Шаббат и Йом Тов. Я просто надеялся, что тут может применяется закон "мелаха эйна цриха легуфа" или еще какой-нибудь. Мне ведь это не нужно... Мне важен холод, а не пищание дверей.

С уважением, Бецалель

Ответ :

Принцип "мелаха эйна цриха легуфа" понижает строгость запрета, переводя его из запрета Торы в запрет мудрецов - не больше того.

Даже если нет системы предупреждения, кнопку надо заклеивать, потому что та же самая кнопка в саморазмораживающихся холодильниках включает лампочку освещения, влияет на зажигание спирали и включение вентилятора. В ряде моделей такое заклеивание приведет к тому, что саморазмораживание не будет работать, накопится лед и охлаждение в камере будет неважным. Поэтому общая рекомендация не брать модели с дверной кнопкой.  Лучше те, что работают при помощи термостата.

Добавил: Бецалель (mexxin)

Категории раздела
Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...