Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Главная » FAQ
На Ваши вопросы отвечает раввин Моше Пантелят


Рав Моше!
Если произнёс БИРКАТ ЛЕВАНА без миньяна и фразу "Шалом алейхем - алейхем шалом" просто прочитал 3 раза, а не сказал конкретным людям, поскольку рядом никого не было, это нормально?
Ответ:
Нормально.
Добавил: Хонан (most129)

Изучая вопрос запрета укутывания в субботу, а именно то что нельзя класть кугель,обернутый в целлофановый пакет в кастрюлю с чолнтом. Возникает вопрос: а можно ли держать на плате чолнт в котором лежит «кишка» - в целлофановом пакете, получится что она полностью укутана и ее нельзя ставить на плату в шабат и даже возвращать?
Ответ:
Если положить «кишку» так, чтобы чолнт не покрывал ее целиком, то можно. Кстати, наши прабабушки клали "эльзале" не в целлофановый пакет, а в настоящую кишку или зашивали его в кожу, снятую с куриного горла. Более трудоемко, на намного вкуснее...
Добавил: Ицхак Белицкий, г. Саратов (most129)

Вопрос лемайсе: женщина хочет устроиться домработницей в семью несоблюдающих евреев. В ее работу входит также варить некошерную еду. Какие алахические проблемы есть?

Ответ:
Первая проблема - ей нужно следить за тем, чтобы не варить мясо в суточной молочной кастрюле и наоборот - на это нет никакого разрешения. Прочую некашерную пищу она может варить, только ей нельзя подавать ее на стол евреям.
Добавил: Boruch (most129)

Рав Моше! Где зажигать ханукальные свечи?

    
1. Это ворота на территорию дома, в котором снимается квартира, за каменным забором хозяйский двор2. Тоже крупно


     
3. Это хозяйский дом - вид, который открывается при входе в ворота4. Поворот налево. Начинаются ступени вниз туда, где находиться квартира
Ответ:
Обычай, принятый в Иерусалиме, зажигать у входа с улицы во двор. Если мезузы нет, то зажигают с правой стороны от входящего. Если хозяин уже зажигает там, квартиросъемщику придется потесниться и перейти на левую сторону.
Добавил: Хонан (most129)

Рав Моше! Купил морковь в Рамоте Гимел в религиозном овощном магазине, где все покупают, не посмотрел, что нет никакого экшера, это есть можно?


Ответ:
Есть можно.
Добавил: HONAN (most129)

По роду работы я езжу в командировки на Украину на служебной машине. Поскольку машина имеет неукраинские номера, ГАИшники иногда вымогают у меня некоторое количество денежных знаков. Имею ли я право завысить в отчетности расходы на стоянку, телефон, такси, и т.п., чтобы покрыть свой ущерб?

Ответ:

Завышать расходы или сообщать о вымышленных затратах - проблематично. Поэтому надо открыто поговорить с работодателем и объяснить ему, что речь не идет о штрафе, полученном по Вашей вине; просто при проезде по дорогам Украины плата гаишникам так же неминуема, как расходы на бензин (только что за бензин можно отчитаться, а гаишники квитанций не выдают). Поэтому если он платит за бензин и стоянки, то почему бы не оплатить и гаишников.

Добавил: most129 (most129)

Я занимаюсь обслуживанием компьютеров в банке. В мои обязанности входит и покупка оборудования, и его наладка. У меня есть несколько поставщиков, предлагающих приблизительно те же самые товары по сходным ценам, но один из них дает мне в подарок лэптоп, если я покупаю у него товаров на определенную сумму. Кому принадлежит этот лэптоп - мне или банку?
Ответ:

Если поставщик не говорит прямо, что дает лэптоп Вам лично, то согласно алахе, Вам надо поделиться полученным подарком с банком. Если же он говорит, что дает лэптоп именно Вам, можете оставить его себе[1].


[1] בשו"ע (חו"מ סי' קפ"ג סעיף ו') נפסק: "היה השער קצוב וידוע, והוסיפו לשליח במנין או במשקל או במדה, כל שהוסיפו לו המוכרים הרי הוא של שניהם, וחולק התוספת השליח עם בעל המעות. ואם היה דבר שאין לו קצבה, הכל לבעל המעות. הגה: מיהו אם אמר המוכר בפירוש שנותן לשליח, הכל של שליח". וכתב שם סמ"ע בסע"ק יח: "השער קצוב וידוע. פירוש, כגון שמוכרים בשר או יין במדה או משקל, וקצוב ועומד סך המדה או המשקל דרך משל בדינר, וכשנתן המוכר לשליח טפי ממדה אחת בדינר, מן הדין היה הכל לשליח, אלא כיון דבאתה ההנאה לשליח ע"י מעותיו של המשלח, אמרו חז"ל שיחלקו בהדדי המותר, והאי טעמא כתבו הרי"ף והרא"ש. וכתב הר"ן [על הרי"ף שם], דאליבייהו אפילו אמר המוכר בהדיא שנותן המותר לשליח, אפ"ה חולקין. אבל רש"י [שם צ"ח ע"ב ד"ה שיש] כתב הטעם משום דיש להסתפק למי נתן הנותן המוכר, למשלח או לשליח, משו"ה חולקין. וכתב הרמב"ן [במיוחסות סי' ס'] שטעם זה הוא נכון, וזהו דעת מור"ם ז"ל שכתב ע"ז, מיהו אם אמר המוכר בפירוש כו'". אמנם בנתיבות המשפט (ביאורים סימן קפג ס"ק ט) הביא קושיית הט"ז על רש"י, דאי מטעם ספק היה ראוי להיות המוציא מחבירו עליו הראיה, ובסע"ק י"א שם כתב שעת רוב הפוסקים דנתן הכל לשליח, ואעפ"כ חולקין כיון שע"י מעותיו של משלח משתכר. מ"מ נראה שיכול השליח לסמוך על רמ"א ולא להתחלק במתנה שקבל ממוכר.

Добавил: most129 (most129)

Человек пил кофе с молоком за столом на мясной кухне за мясным столом. Кофе разлилось на стол. Поменял ли стол статус? Можно ли продолжать им пользоваться как обычно? Стол пластмассовый.

Заранее спасибо за ответ.

Ответ :
Стол вытереть. Мокрой тряпкой. После этого продолжать им пользоваться как обычно.
Добавил: Sincerely, Mordechai Raichinstein (most129)

Шалом!

По поводу зажигания огня по кашруту (Бишулей акум). Я прочитал в одной книжке что если в плите есть pilot light - и его включил еврей то нееврей может зажигать на плите конфорки и еда будет кошерной. Поясните пожалуйста если я включаю плиту в розетку ( а ее потом нажимают кнопкой - электророзжиг газовой конфорки) - это можно считать pilot light, или надо именно зажигать газ самому.

Спасибо.

Ответ :
Лехатхила недостаточно включения плиты, pilot или нет, нужно, чтобы еврей ставил кастрюлю на плиту. Разрешение РАМО ограничиться тем, что еврей ставит на плиту, работает только бедиавад, т.е. еда будет кашерной, но делать так нельзя. Если же нееврей нажимает кнопку электророзжига газовой конфорки и ставит еду на плиту, то тогда даже бедиавад еда будет запрещена. Но если нееврей зажег, а еврей поставил на плиту - можно есть.

Если все это трудно, пусть нееврей готовит в микроволновке - это разрешено лехатхила.

Добавил: Ицхак (most129)

Здравствуйте, р. Моше.

Ответьте, пожалуйста.

1. Еврей включил фритюрницу и т.п. прибор, затем перегорел провод и электричество отлючилось, при этом прибор не отключали от сети. Мастер нееврей починил и возобновил электричество. Есть ли необходимость, чтобы еврей еще раз включил прибор во избежании бишулей нохрим?

2. Есть ли проблема заходить в некошерный ресторан, чтобы там попить кошерные напитки?

Спасибо.

Ответ :

По поводу включения электроприбора все зависит от того, на какое время он отключился.

שו"ע יו"ד סי' קי"ב 
וי"א דאם הכשיר התנור פעם א' ולא עמד התנור מעת לעת בלא היסק אפילו אפאו בו כך כמה ימים, הכל מותר מכח הכשר הראשון (ארוך כלל מ"ד ואגור). ויש לסמוך על זה. 

Нельзя заходить в некашерное заведение из-за заперта "марит айн" - чтобы люди не подумали, что мы будем есть там некашерную пищу. Но если человек испытывает жажду, а кашерного заведения по близости нет, можно войти в некашерный ресторан, предварительно убедившись, что евреи его не видят. Тех, кто находится в ресторане, мы не опасаемся, потому что они увидят, что мы заказываем исключительно кашерные напитки.
Добавил: Boruch (most129)

Здравствуйте, р. Моше.

Ответьте, пожалуйста.

1. Еврей включил фритюрницу и т.п. прибор, затем перегорел провод и электричество отлючилось, при этом прибор не отключали от сети. Мастер нееврей починил и возобновил электричество. Есть ли необходимость, чтобы еврей еще раз включил прибор во избежании бишулей нохрим?

2. Есть ли проблема заходить в некошерный ресторан, чтобы там попить кошерные напитки?

Спасибо.

Ответ :

По поводу включения электроприбора все зависит от того, на какое время он отключился.

שו"ע יו"ד סי' קי"ב 
וי"א דאם הכשיר התנור פעם א' ולא עמד התנור מעת לעת בלא היסק אפילו אפאו בו כך כמה ימים, הכל מותר מכח הכשר הראשון (ארוך כלל מ"ד ואגור). ויש לסמוך על זה. 

Нельзя заходить в некашерное заведение из-за заперта "марит айн" - чтобы люди не подумали, что мы будем есть там некашерную пищу. Но если человек испытывает жажду, а кашерного заведения по близости нет, можно войти в некашерный ресторан, предварительно убедившись, что евреи его не видят. Тех, кто находится в ресторане, мы не опасаемся, потому что они увидят, что мы заказываем исключительно кашерные напитки.
Добавил: Boruch (most129)

Шалом!

По поводу зажигания огня по кашруту (Бишулей акум). Я прочитал в одной книжке что если в плите есть pilot light - и его включил еврей то нееврей может зажигать на плите конфорки и еда будет кошерной.

Поясните пожалуйста если я включаю плиту в розетку (а ее потом нажимают кнопкой - электророзжиг газовой конфорки) - это можно считать pilot light, или надо именно зажигать газ самому.

Спасибо.
Ответ :

Лехатхила недостаточно включения плиты, pilot или нет, нужно, чтобы еврей ставил кастрюлю на плиту. Разрешение РАМО ограничиться тем, что еврей ставит на плиту, работает только бедиавад, т.е. еда будет кашерной, но делать так нельзя. Если же нееврей нажимает кнопку электророзжига газовой конфорки и ставит еду на плиту, то тогда даже бедиавад еда будет запрещена. Но если нееврей зажег, а еврей поставил на плиту - можно есть.

Если все это трудно, пусть нееврей готовит в микроволновке - это разрешено лехатхила.
Добавил: Ицхак (most129)

Шалом! Меня интересует, кашерна ли следующая рыба: СИБАС ( ЛАВРАК), ТИЛАПИЯ, МЕЧ-РЫБА, МАРЛИН? Внешне, по фото, вполне, причем 2-4 - окунеобразные, а сибас скорее похож на судака. Еще интересует МОРСКОЙ ГРЕБЕШОК. Кажется, в каком-то из списков кашерной рыбы я его прежде встречала, а сейчас не нашла.

Заранее большое спасибо!

Ответ :

ЛАВРАК Dicentrarchus labrax - КОШЕР

ТИЛАПИЯ - это широкое название вида, из которого нам хорошо известен род - Oreochromis aureus - он же мушт, амнон, словом окунь пресноводный. Беда в том, что в подобного рода вопросах фигурируют коммерческие названия и не всегда ясно, какая рыба имеется в виду. Если этим именем ТИЛАПИЯ торговцы называют  Oreochromis aureus - то нет вопросов. Но если имеют в виду весь вид, то я не знаю, все ли роды, входящие в этот вид кашерны (хотя скорее всего да). Одно ясно: ни в коем случае не покупать филе без чешуи, полагаясь на имя ТИЛАПИЯ.

МОРСКОЙ ГРЕБЕШОК, насколько я понимаю, это вообще не рыба, а моллюск - опять же, если только какой-нибудь торговец не решил назвать так какую-нибудь рыбу...

По поводу МЕЧ-РЫБА и МАРЛИН у меня нет информации. Но подход не изменяется: если видна чешуя, которую можно шелушить ногтем, рыба кашерна, как бы ее не обозвали. Если это филе, которое невозможно точно опознать по виду, то покупать нельзя, несмотря на самые кашерные названия.

Добавил: Рахель (most129)

Здравствуйте, р. Моше.

Скажите, пожалуйста.

1. Как подготовить пластиковый кухонный "шаиш" на Песах, если невозможно его обдать кипятком?

2. Если выкипело достаточно жидкости из кастрюли, варящаяся на огне плиты, которой пользуются для мясного и молочного. Раскошеровалась ли кастрюля?

Спасибо.

Ответ :

1. Подготовить кухонную рабочую поверхность можно, покрыв ее толстой фольгой или линолеумом

2. Сколько бы ни выкипало из кастрюли на плиту, она останется кашерной, пока в нее не попадет что-нибудь некашерное, например молочная ложка в мясную кастрюлю ("ницок - хибур" - действует только в законах о вине и туме, а также, как хумра в законах Песаха).

Добавил: Boruch (most129)

Шавуа тов рав Моше! Почему книги в синагоге (например у нас не принято продавать), а те что дома нужно либо проверять, либо продавать?

Ответ :

Книги не нужно продавать - они не хамец. Их нужно проверять на предмет крошек хлеба. Если нет сил проверять, продают нееврею хамец между страницами, но не сами книги (а книгами в Песах не пользуются). В синагоге стоят книги, которые не принято учить за едой, и опасений на крошки нет. Поэтому не надо проверять. 

Добавил: Vaysberg Daniel (most129)

Категории раздела
Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...