Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Главная » 2011 » Декабрь » 23 » ПАСТЕРИЗОВАННЫЙ ВИНОГРАДНЫЙ СОК
14:02
ПАСТЕРИЗОВАННЫЙ ВИНОГРАДНЫЙ СОК
О пиве и виски мы уже писали. Пришло время поговорить о вине.

Запрет употребления нееврейского вина – один из самых известных в области кашрута. Однако его корни известны немногим. А знать их следует для того, чтобы лучше понять практические законы.

Прежде всего, выясним, что, согласно Закону, понимается под выражением "нееврейское вино". Определение: вино, сделанное неевреем или вино, до которого дотронулся нееврей, независимо от того кто его изготовил – еврей или нееврей.

Древние идолопоклонники не только приносили жертвы своим идолам, но и возливали на алтари вино. Такое вино Тора запретила пить, от него нельзя получать никакой выгоды. Что касается вина, не предназначенного для жертвоприношений, то Тора его не запретила. Но оно запрещено мудрецами, которые, стараясь избежать ассимиляции, ввели запрет на употребление нееврейского вина, ибо ничто так не сближает людей, как совместная трапеза с возлияниями.

По закону Талмуда, контакт нееврея (или еврея-вероотступника) не запрещает кашерное вино, которое предварительно вскипятили – яйн мевушаль. Такое вино не было принято возливать в честь языческих богов, ибо оно теряет при кипячении не только часть своих вкусовых качеств, но и процент алкоголя, – так что потчевать божество столь второсортным продуктом считалось постыдным.

Вопрос этот очень актуален, ибо запрет на нееврейское вино распространяется и на виноградный сок, который многие используют для субботнего кидуша. По закону, он считается вином, причем подавляющее большинство кашерного виноградного сока, производимого в сегодня Израиле и США, пастеризовано. Можно ли посчитать варкой пастеризацию вина, при которой оно нагревается в закрытых емкостях до температуры 70-80 градусов и потому не выкипает? На многих этикетках виноградного сока можно увидеть интригующую надпись:  דינו כמבושל, т.е. имеет такой же статус, как и вареное вино. "Как вареное" - значит не вареное? Говоря современным русским языком, этот виноградный сок "как бы вареный". Что это значит?

С точки зрения некоторых авторитетов, никакой проблемы здесь нет[1], и пастеризованный сок можно считать вареным[2], потому что в различных областях алахи (например, в законах Субботы), жидкость считается сваренной с того момента, как ее нагрели до температуры, когда, дотронувшись до нее пальцами, мы инстинктивно их отдернем (яд-соледет)[3], т.е. до 45 градусов. Стало быть, если нееврей (или еврей-вероотступник) дотронулся до такого сока, можно считать, что ничего не произошло.

Однако ведущие законоучители последнего поколения с этим не согласны. Прежде всего, согласно комментарию Рамбана к Талмуду, только после того, как объем вина уменьшился, можно считать его сваренным. Значит, вино должно выкипать, а при сравнительно невысокой температуре пастеризации такое невозможно. На это возражают, что и при нагреве до 70  градусов испарение происходит, хотя это незаметно глазу.

Все же, рав Ш.З. Ойербах пишет в своем сборнике респонсов Минхат Шломо (1:25), что, скорее всего, "вареным вином" Талмуд называет вино, которое сварили обычным способом в кастрюле на огне, в результате чего из него выпарился алкоголь, что моментально отразилось на вкусе и качестве вина. А в современных условиях, когда вино пастеризуется в закрытой емкости, алкоголь не улетучивается, и вкус не ухудшается[4]. Так что, скорее всего, древние идолопоклонники не постыдились бы возлить такое вино своим богам. Стало быть, разрешая вареное вино, мудрецы вряд ли имели в виду продукт пастеризации.

Так писал рав Ш.З. Ойербах זצ"ל в своей респонсе. После публикации он получил письмо от одного видного авторитета в области кашрута, который занимаясь производством кашерного вина во Франции, выяснил, что тамошние производители ни за какие коврижки не готовы пастеризовать их продукцию, потому что вкус и запах вина при этом безнадежно портятся. Я и сам вспоминаю, как много лет назад, зайдя в Нью-Йорке в магазин "Вина пяти континентов", спросил в шутку, есть ли у них вино фирмы "Кармель Мизрахи". Хозяин-итальянец, указав пальцем на вход, сурово сказал: "пастеризованное вино не пересечет этот порог!" Все же, выслушав противоположные утверждения специалистов, которые заверяли, что могут пастеризовать сок так, что даже опытный дегустатор не уловит разницы во вкусе, рав Ш.З. Ойербах остался при своем мнении, в особенности по отношению к соку[5].

Таким образом, согласно выводам рава Ойербаха זצ"ל, если нееврей (или еврей-вероотступник) дотронулся до пастеризованного виноградного сока, пить его не следует. В следующей публикации познакомимся с мнением рава Эльяшива по этому вопросу.

 


[1]
כ"כ בשו"ת יביע אומר (חלק ח - יו"ד סימן טו) הגר"ע יוסף: "לענין הלכה נ"ל שהעיקר כפסק הגאונים ומרן הש"ע שברתיחה אחת נחשב יין מבושל, אפי' לגבי מגע נוצרי שאוסר בהנאה בסתם יין, שאפי' אם תמצא לומר שלא יצאנו מידי ספק פלוגתא דרבוותא, קבלת הגאונים תכריע, ובפרט שכן פסק מרן הש"ע, וכו' וממילא רווחא שמעתתא גם לענין היין המפוסטר שדינו כדין היין המבושל, שאינו נאסר במגע גוי.

[2]
לדעת הגאונים, כל שיצא מגדר הפשר ונכנס בגדר בשול דהיינו שהרתיחו עד היד סולדת היטב זהו בשולו לענין יי"נ כמו גדר בשול בכה"ת וכדמוכח לשון רב האי גאון והגאונים וסה"ת ברשב"א בתו"ה שם, וה"ט דאין בו משום נסוך, ואעפ"י שקרוב לשמוע דאינו ניכר להדיא איזה שינוי בטעם או ריח על היין עד שירגיש בו הגוי ולא ינסך בו דרך שכשוך, מכ"מ כיון דמטכסיסי הנסוך שלהם אין מנסכין יין מבושל לפני ע"ז, שוב לא גזרו בסתם יינם ובנגיעתן כל שנקרא עליו שם בשול אעפ"י שאינו נרגש ולא נראה להדיא.

[3]
וכן אפשר לפרש בלשון שולחן ערוך (יורה דעה סימן קכג סעיף ג): "יין מבושל שלנו שנגע בו העובד כוכבים, מותר. ומאימתי נקרא מבושל, משהרתיח על גבי האש", שהרי הרתיחה בלשון חז"ל איננה העלאת בועות אלא חימום. וכ"כ בביאור הגר"א: "בשבת מ' ב' נחלקו בהפשירו אם זהו בישולו אבל כשהרתיחו לדברי הכל הוי מבושל, סה"ת והרשב"א והרא"ש ושאר פוסקים. אמנם ממ"ש המאירי דסגי ברתיחה אחת משמע קצת דכוונתו לומר דסגי בתחלת רתיחה אף שעלתה רק אבעבוע אחת, כי על שיעור שהיד סולדת בו לא שייך כ"כ הלשון של רתיחה אחת".

 [4]
הרי הרשב"א בתוה"ב לאחר שהאריך להקל בשיעור בישול כתב: "וחומץ ויין מבושל היינו טעמא משום שאין טעמו יין ואין שמן יין סתם ולפיכך לא גזרו בהם" ומסתבר שהמבושל היה ניכר בטעמו וריחו ומראיתו. וגם במאירי על מס' ע"ז כ"ט ע"ב כתב: "וסוף הדברים בענין זה לדעתי כל שהוא מבושל עד שנשתנה טעמו מכמות שהיה מחמת בישולו או ריחו או צבעו שכל שנשתנה בטל חינו ואין חיבת ניסוך עליו".

[5]
אמנם בשו"ת יביע אומר ח"ח - יו"ד סימן ט"ו כתב על זה: "ובמחכ"ת אנא דאמרי שמכיון דקי"ל כדברי הגאונים וסיעתם שכל שרתח ע"י האש נחשב יין מבושל, וכמו שפסק מרן הש"ע, שוב אין לנו לחוש משום איסור יין נסך במגע נכרי, אפי' לא נשתנה טעמו וריחו, ולא מראיתו, שהרי די ברתיחה בלבד. ועינינו הרואות שברתיחה בלבד אין היין משתנה במראהו, ולא בטעמו וריחו, (זולת למומחים מסויימים שמרגישים ביין המפוסטר שינוי טעם לגריעותא. וכבר כתבתי בחזון עובדיה ח"א (סי' ז עמוד קיג) שאין לחוש לזה. לענין בפה"ג וקידוש, שכל שאין הטעם נרגש לרוב בני אדם אינו חשוב טעם". ואף שיש פוסקים שכתבו להחמיר ולהצריך שינוי טעמו וריחו שרק אז יחשב יין מבושל, מ"מ כיון שהגאונים וסיעתם חולקים, וס"ל דסגי ברתיחה אחת ע"ג האש, וכן פסק מרן הש"ע כדבריהם, אין לנו לגבב חומרות בדבר שאינו אלא איסור דרבנן "שספקו להקל", כמבואר בפוסקים".
Просмотров: 809 | Добавил: pantelat | Теги: вареное вино | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...