Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Главная » 2011 » Ноябрь » 19 » БИШУЛЕЙ АКУМ - КУХНЯ, ГДЕ РАБОТАЮТ НЕЕВРЕИ
18:38
БИШУЛЕЙ АКУМ - КУХНЯ, ГДЕ РАБОТАЮТ НЕЕВРЕИ
Заканчивая тему бишулей акум, поговорим о решении проблем, возникающих на кухне, где работают неевреи. Как избежать запрета бишулей акум? Этот вопрос актуален во всех странах, в том числе в Израиле, где за последние годы появилось множество арабов, работающих поварами в гостиницах, ресторанах и кейтерингах.

Правило здесь такое: если в процессе приготовления пищи, помимо нееврея, принял участие еврей, и его помощь была ощутимой, то пища не запрещена. Вопрос только в том, какую помощь считать ощутимой, и как часто бывает, единого мнения среди комментаторов Талмуда не оказалось. Шульхан Арух (יו"ד סי' קי"ב סעיף ט') принял мнение тех комментаторов, которые требовали, чтобы еврей поставил кастрюлю на уже зажженную плиту или в духовку, только после этого разрешали переложить процесс приготовления пищи на нееврея[1]. Таков и сегодня сефардский обычай: если машгиах на кухне включил плиту, а повар-нееврей поставил пищу на огонь, есть ее нельзя[2].

Однако для ашкеназских евреев закон значительно облегчен. Достаточно, чтобы еврей зажег огонь, – тогда все, что будет сварено, считается приготовленным еврейскими руками[3]. Есть эту пищу можно – так постановил РАМА в своих примечаниях к Шульхан Аруху. Основываясь на данном разрешении, во многих ашкеназских общинах принято, что в общественных кухнях еврей (машгиах) рано утром зажигает плиту, а потом весь день ее не выключают. А повар-нееврей, ничтоже сумняшеся, ставит на огонь кастрюли и сковородки. Так написано и в моей книге "Путеводитель по кашруту", в главе, посвященной бишулей акум (кстати, эту главу написал не я, а рав Яаков Типограф). Однако боюсь, что мне придется внести некоторые коррективы.  

Дело в том, что согласно мнению Хахмат-Адам, одного из крупнейших алахических авторитетов 19-ого века, РАМА разрешил пищу, которую поставил на огонь нееврей, только постфактум (бедиавад)[4]. Но изначально полагаться на это разрешение можно исключительно в стесненных обстоятельствах. Таково правило: в стесненных обстоятельствах можно изначально делать то, что разрешается постфактум[5]. Но в обычных условиях не следует полагаться на разрешение РАМА, нужно установить на кухне порядки по Шульхан Аруху, т.е. недостаточно включить плиту; еврей сам должен ставить кастрюлю на уже зажженную плиту или в духовку.

Что делать, если нееврей сам зажег огонь и поставил кастрюлю на плиту? Можно ли что-то исправить, или это – фатальная ошибка? Спасти варящуюся пищу можно: достаточно выключить и опять включить огонь или сделать какое-либо действие, реально помогающее в варке, например основательно перемешать содержимое кастрюли[6]. Впрочем, подобное действие помогает (даже по сефардскому обычаю[7]), если пища не доварена. Однако если она доведена до готовности, то согласно мнению многих авторитетов, дальнейшая варка исправить положение не может, есть только одна возможность спасти положение: надо или обжарить сваренную неевреем пищу, или сварить уже зажаренную[8]. Но спасти сваренное блюдо, заново сварив его, невозможно, даже если в ходе новой варки будут улучшены вкусовые качества; в итоге считается, что такое блюдо сварено неевреем, а значит, оно запрещено[9].

Подобная история случилась в одной из еврейских общин Украины: работники общественной кухни там закупили консервированный салат из баклажан, не подумав, что с ним есть проблема бишулей акум. Когда их ошибка прояснилась, они спросили меня, можно ли исправить дело, сварив этот салат с мясом, так что получится мясное рагу с овощами. Я не знал, что сказать, и посоветовался с одним из ведущих специалистов в области кашрута, равом Ханохом Эрентроем (главой лондонского бейт-дина). Он однозначно сказал мне, что поезд уже уехал, и исправить ничего не дано.

Однако в дальнейшем выяснилось, что не все согласны с этой позицией. Раби Аарон Алеви (רא"ה), крупный комментатор Талмуда 13-ого века писал, что если дополнительная варка улучшит вкусовые качества блюда, его можно спасти[10]. А в наше время рав Вознер в своем сборнике респонс "Шевет Алеви" написал, что на это мнение можно положиться[11]. Так же считает и автор "Хелькат Биньямин": постфактум можно положиться на разрешение раби Аарона Алеви[12]. Иными словами, пищу, которую сварил нееврей, не следует покупать, рассчитывая на то, что ее доварят, улучшая вкус. Но тот, кто по ошибке купил такую пищу, может спасти ее путем дополнительной варки, если она улучшает вкусовые качества.

Таким образом, вопрос о повторной варке – спорный, и на практике каждый должен спросить своего рава. Напомним только, что обжарить сваренную неевреем пищу, или сварить уже зажаренную помогает согласно всем мнениям.

***

А теперь можно вернуться к предыдущей теме – о рыбе горячего копчения. Мы можем прибавить новый аргумент в пользу ее разрешения: даже если нееврей предварительно сварил ее и только потом отправил в коптильную печь, рыбу можно разрешить. Ведь копчение после варки безусловно изменяет качество рыбы, придавая ей неповторимый вкус и аромат – стало быть, постфактум можно положиться на разрешение раби Арона Алеви, согласно которому можно сказать, что разрешенное копчение аннулирует предыдущую запрещенную варку.



[1] כ"כ הר"ן (טו: ד"ה פת שלש) דדוקא בפת לפי ששגירת התנור היא מלאכה מיוחדת בו אבל בשאר תבשילין לא והכי מוכחא כולה שמעתין דאמרינן שופתת אשה קדרה ואמרינן הניח ישראל בשר ע"ג גחלים ומשמע דהדלקת האש בלחוד לא מהני.

[2] נתן ישראל קדרה על האש וסלקה, ובא עובד כוכבים והחזירה, אסור. ואם הניח ישראל ובא גוי וסילק את הקדרה מעל האש והחזירה, כגון שינה מקומה על הכיריים, - פסק בחלקת בנימין שאם המחבת נשאר ב"שטח אש", לא נאסר בדיעבד, אפילו לשיטת המחבר.

[3] כתב הרא"ש: "ואפשר שנהגו הראשונים בתחילת הסיקו של תנור שיתן בו ישראל מעט גחלים וקיסם להעלות שלהבת. הלכך אף על פי שהוסיף העובד כוכבים בעצים והסיק ואפה כיון שתחילת הדלקת המדורה נעשית בישראל נקרא כל ההיסק על שמו. והאחרונים ראו והקילו בה בהשלכת קיסם אפילו באחרונה. והרמב"ם ז"ל כתב שאפילו לא זרק ישראל אלא אפילו עץ אחד לתוך התנור התיר כל הפת שבו. שאין הדבר אלא להיות היכר שפת של עובד כוכבים אסורה. ולישנא דגמרא לא משמע הכי. והנח לישראל שיהו שוגגין:

[4] ז"ל חכמת אדם (כלל ס"ו סעיף ח'): "בבשול לא מהני אלא מצרכי בשול כגון שהפך הגיס בו הישראל ובלא זה לא היה מתבשל או שיתן הישראל הקדרה על האש אך מפני הדוחק יש לסמוך על המקילין דס"ל דה"ה הדלקת האש או שנפח באש או חתוי בגחלים או השלכת קיסם מהני ויזהר לכתחילה שיראה שיהיה החתוי מועיל לקרב הבישול ובדיעבד אפילו לא הועיל אין כח למחות אפילו אם רק הדליק מאש של ישראל.

[5] שעת הדחק כדיעבד דמי.

[6] וצ"ע, למה חיתוי מועיל, הרי המחבר בסעיף ח' פסק: "נתן ישראל קדרה על האש וסלקה, ובא עובד כוכבים והחזירה, אסור", וגם הרמ"א שתיק ליה, ש"מ אודויי אודי ליה. ומאי שנא מחיתוי והדלקת האש, דמהני, מנתינת הקדירה ע"י ישראל, שלא הועילה, כאשר הנכרי סילק את הקדירה והחזירה? וצ"ל דשאני התם, שמאז שישראל הדליק תנור או אפילו רק חיתה בגחלים, היא עומדת במקום שיכולה להתבשל שם מכח אותה הדלקה, או חיתוי, משא"כ כאשר קדירה סולקה מן האש ובכך הסתלקה הנחה הראשונה (וה"ה להדלקת אש), והו"ל בישול חדש, כולו של נכרי, ואה"נ, אם אחרי שגוי החזיר את הקדירה, בא ישראל וחיתה, הציל אותה.

[7] עיין בספר בין ישראל לנכרי, סימן י' (סד)

[8] עיין שו"ת אבני נזר יו"ד סימן ק'

[9] עייןהבין ישראל לנכרי סימן י' (פח)

[10] ז"ל בבדק הבית על תורת הבית (בית ג שער ז דף צד עמוד ב): "ואיכא מאן דאמר דתחלתו ביד נכרי וסופו ביד ישראל דשריא דוקא בשלא הגיע על ידי נכרי למאכל בן דרוסאי אבל הגיע על ידי נכרי כמאכל בן דרוסאי אסור. ואיכא מאן דאמר דכל שגמרו ביד ישראל מותר ואפילו בנגמר בשולו כל זמן שמצטמק ויפה לו. וכן עיקר, דסתמא קאמר דהניח נכרי והפך בו ישראל מותר ולא יהיב שיעורא הילכך, גמרו ביד ישראל בכדי שיהא בו תיקון התבשיל מותר.

[11] ז"ל בשבט הלוי (חלק ב סימן מה): "יראה דעת הרא"ש דדוקא בנתבשל כמאב"ד עכ"פ הוא דשרי, אבל בנתבשל כל צרכו אפילו מצטמק ויפה לו בתוספת בשול ע"י ישראל מ"מ כבר נאסר בבשל כ"צ ע"י גוי, איברא ברא"ה בבדק הבית מפורש ואיכא מ"ד דכל שגמרו ביד ישראל מותר ואפי' בנגמר בשולו כל זמן שמצטמק ויפה לו, א"כ הרא"ה עדיפא מהרא"ש כפשוטו וכו'. היוצא מזה להלכה דלדידן גם אחרי גמר בישול גמור, ולא הוסיף רק מצטמק ויפה לו דמותר כדעת הרא"ה".

[12] ונראה לי שבמקרה של סלט חצילים בקופסה אפשר לצרף עוד שלוש סברות להיתר: א) שמא אין שימורים כאלה עולים על שולחן מלכים בזה"ז, ב) סברת הסוברים דנתבשל ע"י קיטור דומה יותן לעישון שאין בו משום בישול גוים, אע"פ שההלכה בזה להחמיר. ג) סברת הסוברים דבנעשה בבתי חרושת אין בהם משום גזרות חתנות דבישולי גוים.

Категория: Приготовление еды | Просмотров: 1037 | Добавил: pantelat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...