Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Главная » Статьи » Тора и бизнес

ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ В СУББОТУ

В 1902 году в Америке появились первые "механизированные закусочные". На сегодняшний день сменившие их торговые автоматы можно встретить всюду: в учебных заведениях и аэропортах, на рабочих местах и просто на улице. Автоматы торгуют жевательной резинкой, кофе, напитками, сэндвичами и чипсами, даже сигаретами. Торговля производится 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Обязан ли еврей, во владении которого находятся торговые автоматы, выключать их на Субботу?

Поясним вопрос.

Во-первых, в Торе сказано: "Не ставь преткновения перед слепым", а Талмуд объясняет, что в этой фразе содержится запрет совершать действия, которые могут привести других людей к нарушению закона. Иными словами, нельзя допустить, чтобы с моей подачи кто-то совершил нарушение. А к великому сожалению, среди людей, которые захотят воспользоваться торговыми автоматами в Субботу, могут оказаться и евреи. Скорее всего, должно быть различие между Израилем, где большинство покупателей - евреи, и другими странами, где евреи составляют меньшинство. И все же, даже в отношении других стран, вопрос остается: не ставит ли хозяин торговых автоматов преткновение перед  немногочисленными евреями, которые настолько "слепы", что не видят ничего плохого в покупке Кока-колы в Субботу.

Это во-первых. А во-вторых, существует запрет пользоваться плодами действий еврея, который нарушил Субботу. Распространяется ли этот запрет на деньги, которые еврей опустил в Субботу в торговый автомат?

В-третьих, еще в древние времена мудрецы запретили делать все, что так или иначе связано с письмом. Так, запрещено в Субботу заниматься любым видом торговли, заключать сделки, приобретать вещи любым путем (даже получать подарки). На первый взгляд, работающий торговый автомат - это и есть торговля в Субботу. Покупатель приобретает прохладительный напиток, а хозяин автомата - деньги.

По той же причине мудрецы запретили получать "субботнюю плату" не только за работу, но и за предоставление услуг, даже если получающий деньги не совершает никаких действий в Субботу (исключение составляет общая помесячная оплата, например, месячная арендная плата за квартиру). Подпадает ли выручка от продаж в Субботу под запрет "субботней платы"?

Следует обратить внимание, что два последних вопроса актуальны и в городе, большинство жителей которого - неевреи. Торговать нельзя ни с кем, ведь опасение, что продавец что-либо запишет, не зависит от национальности, вероисповедания пола и цвета кожи покупателя. Аналогично по поводу вырученных денег: если они входят в категорию "субботней платы", то совершенно неважно, кто эти деньги дал; в этом отношении нет разницы между иудеем и эллином…

И наконец, последняя проблема: "марит-айн" (дословный перевод "видение глазом") – это общий принцип, согласно которому нам запрещено любое действие, способное навести других людей на мысль, что мы нарушаем закон. Заметьте, на самом деле мы не преступаем запрет, но постороннему наблюдателю кажется, будто мы его преступаем. Какое нам дело до того, что о нас думают, если мы сами знаем, что ничего не нарушаем? В Торе сказано: "Будьте чистыми перед Б-гом и перед Израилем" – недостаточно быть чистым перед Б-гом, нужно быть чистым и в глазах людей. Иными словами, нельзя вести себя таким образом, что люди будут подозревать нас в нарушении закона. В нашем случае это правило наводит на вопрос: не следует ли нам опасаться, что люди, увидев работающие торговые аппараты фирмы "Рабинович и сыновья", подумают, что Рабинович или его подчиненные нарушают Субботу, загружая в них товар и доставая выручку.

На сем вопросы закончены. Теперь неплохо было бы получить и ответы.

Начнем с первого вопроса - нет ли здесь преткновения перед слепыми. В книге "Шмират Шабат Кеилхата" рава Нойверта сказано, что если есть опасение, что евреи смогут воспользоваться торговыми автоматами, неправильно оставлять их на Субботу в рабочем состоянии. Однако там, где большинство покупателей - неевреи, можно не выключать их[1].

Запрет торговли в Субботу, на первый взгляд, сюда не относится. Мудрецы запретили еврею торговать в Субботу, но в нашем случае он не торгует, а сидит за субботним столом, ест чолнт и поёт змирот. Автомат торгует вместо него, на то он и автомат! Человек загрузил в него товар еще в пятницу, и на этом его действия закончились, так что правильнее будет сказать, что он торговал в пятницу, а не в Субботу. Все же, не все согласны с таким утверждением. Авторы респонсов 19-ого века спорили по поводу сделки (например, покупка недвижимости) которую заключают в пятницу с условием, что она войдет в силу только в Субботу[2]. Маарам Шик разрешил, однако раби Акива Эйгер запретил сделки такого рода. Стало быть, согласно его мнению, в Субботу запрещено даже такое "пассивное" приобретение, при котором человек, не ударив пальцем о палец, приобретает какое-либо имущество. Аналогично с торговыми автоматами: то, что хозяин не совершает никаких торговых операций в Субботу, не спасает его от запрета.

Однако рав Ицхак Вайс, автор сборника респонсов "Минхат Ицхак" нашел решение этой проблемы[3]: хозяину следует сказать до наступления Субботы, что еще с пятницы он передает свой товар во владение всякого, кто опустит нужное количество монет в автомат. Таким образом, условие сделки (выплата денег за банку Кока-колы) выполняется в Субботу, но сама сделка вступает в силу ретроактивно в пятницу[4]. Так что по сути дела, хозяин автоматов ничего не продает в Субботу. Правда, он приобретает монеты, которые покупатели опускают в автомат, но и эта проблема разрешима. В пятницу хозяин автоматов должен внятно сказать, что не намерен приобретать опущенные в Субботу монеты - до самого Исхода Субботы (Моцаэй Шабат)[5]. Таким образом, в Субботу не происходит ни продажи, ни приобретения денег, и запрет на торговлю не нарушается.

Теперь к вопросу о "субботней плате": она запрещена, когда выплачивается за услуги, предоставляемые в Субботу, например дневная арендная плата за отель или за машину. Но в данном случае покупатели платят деньги за товар, а не за услуги, так что "субботней платы" здесь нет.

Перейдем к последней проблеме - "марит-айн", т.е. к запрету на действия, способные навести других людей на мысль, что мы нарушаем закон. Эта проблема снимается при соблюдении двух условий:

1. Автоматы должны находиться в общественном месте, а не на территории, принадлежащей еврею

2. На автоматах не должно быть имени владельца или названия фирмы, которое выдавало бы еврейское происхождение ее хозяев.

Окончательный вывод автора "Минхат Ицхак": при соблюдении этих условий можно оставлять на Субботу торговые автоматы в рабочем состоянии. Только хозяин должен сказать до наступления Субботы, что еще с пятницы передает свой товар во владение всякого, кто опустит в автомат нужное количество монет, но эти самые сонеты он не намерен приобретать до Исхода Субботы. Все это только в тех местах, где большинство покупателей - неевреи. Но автоматы, предназначенные для евреев (например, в Израиле), надо выключать.



[1] ובהערה ע' שם הביא שמועה בשם הגרש"ז אויערבאך זצ"ל: "דאף דאסור ליתן מכשול ברחוב אף שרובם נכרים, וגם אסור למכור לנכרי בגד שאבד בו שעטנז, משום חששא שמא ימכרנו ליהודי, ואסור אף בעיר שרובה נכרים, מ"מ שאני התם שהבגד עצמו הוא גוף האיסור. משא"כ בנדון דידן, הרי זה דומה לפרה חורשת בשביעית, דקי"ל כבית הלל (שביעית ה,ח) שמותר למכור ליהודי חשוד, משום טעמא דאיכא למיתלי, ע"ש. ולפ"ז נראה דבנדון דידן מותר גם אם המשתמשים במיתקן הם יהודים, כי יש לתלות שלא ישתמשו במיתקנים אלו בשבת קודש, אלא רק לפני ואחרי שבת קודש", וכ"כ בשמו גם בספר שולחן שלמה.

[2]  Например, при выполнении какого-либо обязательства.

[3] שו"ת מנחת יצחק חלק ג סימן לד: "הרי יש עצה בנדון דידן, שיאמר בפי' קודם שבת, שמי שיבוא לידו החפץ מהכלי בשבת, יחול הקנין עוד מקודם שבת, וכגוונא דאיתא (במס' סוכה מ"ב ע"ב), דכל מי שהגיע לולבו בידו הרי הוא לו במתנה"

[4] ותנאי זה מועיל דקיי"ל דבדרבנן יש ברירה, ואיסור מו"מ בשבת הטא מדרבנן.

[5] "בזה יש להמציא התקנה שאיתא בתשובת מהרי"א אסאד (חאו"ח סי' פ"ג), שמצא תקנה לענין דורונות ומתנות שנתונין בשבת להרב לכבוד הדרשה, ויש בזה משום איסור מו"מ, כאשר תמה בזה המג"א (בסי' ש"ו סקט"ו), דיכוון המקבל המתנה שלא לקנותו בשבת עד מוצאי שבת, אף על גב דחצרו של אדם קונה שלא מדעתו, היינו בא"י, אבל ביודע ואין מכוון לקנות, לא קניא, כמ"ש המל"מ (פ"ב מה' זכי' ופי"ז מה' גזילה), ואפילו להמהרי"ט שהביא המל"מ שם, דס"ל ידו עדיפא וקנה, מ"מ בכוונה הפכיית, שמכוון ע"מ שלא לקנות, ודאי מודה המהרי"ט שאין קונה הדבר בע"כ, והביא ראיות לזה, ושוב כתב דמצא תקנה הנ"ל בספר המקנה (בק"א ה' קידושין סי' ס"ד), ועי' בזה בתשו' אבני צדק שם, וא"כ יש עצה גם בנד"ד, דעדיף מהנ"ל, דל"ה רק משום חצר ולא ידו, לומר בפירוש קודם שבת, שאינו רוצה לקנות המעות, עד מוצאי שבת, ושוב אין בזה משום איסור מקח וממכר.

Категория: Тора и бизнес | Добавил: most129 (25.11.2012)
Просмотров: 507 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...