С точки зрения алахи, интернет-магазины во многом
напоминают торговые автоматы. С одной стороны, они предназначены для того,
чтобы работать 24 часа в сутки, 7 дней в
неделю. С другой стороны, хозяин веб-сайта, подобно хозяину торгового автомата,
не совершает в Субботу никаких действий, а сидит за субботним столом, ест чолнт
и распевает субботние песни - все происходит автоматически. Поэтому в нашем
разборе мы будем полагаться на предыдущую статью, в которой рассмотрели алахические
аспекты работы торговых автоматов в Субботу.
Начнем с вопроса о "субботней плате", которую
нельзя получать за работу или предоставляемые услуги, даже если в Субботу не
совершаются никакие действия. Работа веб-сайта, который предоставляет платные
услуги, например информацию, с этой точки зрения проблематична, ибо клиент
платит деньги за услуги, предоставляемые в Субботу. Но заказывая товары в
интернет-магазине, покупатели платят за товар, а не за услуги, так что
"субботней платы" в таком случае нет.
Теперь рассмотрим работу интернет-магазина с точки зрения запрета
на торговлю и приобретение вещей или денег в Субботу. На
первый взгляд, проблема серьезная, ведь клиент приобретает заказанный им товар,
а хозяин веб-сайта - деньги (и тот факт, что клиент, скорее всего, нееврей, не
меняет дела: торговать нельзя ни с кем, без различия национальности,
вероисповедания пола и цвета кожи покупателя). С другой стороны, хозяин
веб-сайта не делает в Субботу никакого действия, которое можно было бы
характеризовать как торговлю, все происходит автоматически. Все же, как указывалось
в предыдущей статье, многие авторитеты запрещают даже такое
"пассивное" приобретение денег.
Однако было ли на самом деле приобретение в Субботу? Здесь
мы касаемся серьезного юридического вопроса о том, состоялась ли сделка,
заключенная с помощью интернета, и если нет - то и запрет на торговлю не был
нарушен. С точки зрения алахи, для того чтобы сделка состоялась,
недостаточно договориться или даже обязаться. Бесповоротной сделка становится с
того момента, как покупатель и продавец совершили "киньян", то
есть оговоренное в алахе действие, выражающее их окончательное желание совершить
куплю-продажу. По отношению к недвижимости таким актом является выплата денег или
подписание договора о продаже, по отношению к
движимым вещам, это акт "мешиха", когда покупатель тянет
к себе (или поднимает) приобретаемую вещь. В случае с заказом товара по
интернету не происходит ни того, ни другого: покупатель только помечает в
каталоге на веб-сайте желаемый товар, но
получит он его не сразу, в лучшем случае, через пару дней. Да продавец и денег
не получает
в момент оформления заказа. Покупатель записывает на сайте номер своей
кредитной карточки, а деньги на счет продавца кредитная компания, выдавшая
карточку, перечислит только через
несколько дней.
Таким образом, торговля по интернету больше походит на оформление заказов,
когда сделка реализуется только по получению покупателем товара или по
перечислению денег продавцу - и если так, то при оформлении заказа в Субботу
запрет на торговлю не нарушается!
Все же, в ряде статей, опубликованных в последнее время,
высказывается мнение, что сделки, заключенные с помощью интернета,
действительны. В качестве доказательства приводится закон, согласно которому
любая принятая в данном обществе форма заключения сделки обязывает, наравне с
теми, которые упомянуты в Талмуде. Так, например, сделки, заключаемые по
телефону между членами алмазной биржи, считаются состоявшимися, если переговоры
закончились условными словами: "мазаль уврохо", а еще в
древности, когда торговец пописывал своим именем бочку вина на оптовом рынке, считалось,
что вино куплено окончательно и бесповоротно, несмотря на то что бочка
оставалась на складе оптовика длительное время.
Аналогично можно сказать про сделку, заключаемую в интернете. В последнее время
электронная коммерция широко распространена, на сегодняшний день, это,
безусловно, принятая форма заключения сделки. Более того, в соответствии с
законодательством ряда стран, ни продавец, ни покупатель не могут отказаться от
сделки только на основании того, что она была заключена электронным способом. А
закон - есть закон даже для евреев. Таким образом, покупку, сделанную в интернет-магазине,
можно считать состоявшейся, и если она была сделана в Субботу, то еврей, хозяин
веб-сайта, нарушает запрет мудрецов на торговлю в Шабат.
В предыдущей статье, посвященной торговым автоматам, мы упомянули,
что можно "обойти" запрет на торговлю в Субботу, воспользовавшись
разрешением рава Ицхака Вайса, автора сборника респонсов "Минхат
Ицхак".
Вполне возможно, что оно подходит и для электронной коммерции. Суть разрешения
в том, чтобы хозяин интернет-магазина сказал до наступления Субботы, что еще с
пятницы он передает свой товар во владение всякого, кто осуществит
"электронный платеж". Таким образом, условие сделки (запись номера
кредитной карточки на веб-сайте) выполняется в Субботу, но сама сделка вступает
в силу ретроактивно в пятницу. Так что по сути дела, интернет-магазин ничего не
продает в Субботу. С деньгами положение еще лучше, потому что хозяин веб-сайта не
получает их в Субботу; пройдет немало времени, пока кредитная компания перечислит
деньги на его счет. Так что можно сказать, что в Субботу не происходит ни
продажи, ни приобретения денег, и запрет на торговлю не нарушается.
Перейдем к следующей проблеме - к запрету совершать
действия, могущие привести других людей к нарушению закона. В книге рава
Нойверта "Шмират Шабат Кеилхата" сказано, что там, где большинство
покупателей - неевреи, можно не выключать на Субботу торговые автоматы,
не опасаясь, что среди клиентов могут оказаться и евреи, которые настолько
"слепы", что не видят ничего плохого в совершении покупок в Субботу.
То же самое можно сказать по поводу веб-сайтов, большинство посетителей которых
- неевреи.
Рассмотрим еще один аспект проблемы. Известно, что мудрецы
запретили пользоваться плодами труда нееврея, который сделал какую-то работу
для еврея в Субботу. Например, если нееврей нагрел для нас воду в бойлере, использовать
ее можно только на Исходе Субботы, да и то только по прошествии времени,
которое необходимо для нагрева. Не исключено, что в случае со сделанным заказом
ситуация сложнее. Бойлер можно заново нагреть по окончании Субботы, на это
уходит полчаса. Принимая душ через полчаса после окончания Субботы, я не
получаю выгоду от субботней работы, ведь я сам мог бы включить бойлер на Исходе
Субботы, и через полчаса вода бы согрелась. Но заказ уже сделан, зафиксирован
на веб-сайте, и сделать его заново нет возможности. Получается, что зарабатывая
деньги на этом заказе, хозяин интернет-магазина получает выгоду от работы,
которую сделал клиент в Субботу.
С другой стороны, запрещено только прямое использование
плодов субботней работы, т.е. в нашем примере, принятие душа. Но косвенная
польза разрешена. Теоритически я мог бы продавать нагретую воду - если бы нашел
покупателей - или взимать плату с соседей за пользование горячим душем (если у
них нет горячей воды). Быть может, и в случае с заказом мы имеем дело с
косвенной пользой, которую извлечем, продав клиенту заказанный товар. Но эта
аналогия не очевидна. Продавая горячую воду, я получаю косвенную пользу от
нагрева, но от заказа нет другой выгоды, кроме прибыли от его выполнения - не
исключено, что такая выгода считается прямой.
Есть еще одно соображение в сторону разрешения: мудрецы
запретили пользоваться плодами труда нееврея, который сделал какую-то работу
для еврея, но в нашем случае, заказывая товар, клиент прежде всего думал о
своей пользе, хотя конечно понимал, что хозяин интернет-магазина заработает на
нем. Все же, есть и другая сторона медали: в ряде случаев продажа товара
рассматривается в алахе как действие на пользу продавца, в особенности,
если товар "залежалый".
Даже если мы придем к выводу, что запреты на торговлю в
Субботу и на пользование плодами труда нееврея не нарушаются, остается серьезная
проблема "марит-айн", (запрет на действия, способные навести
других людей на мысль, что мы нарушаем закон). Разрешая работу торговых
автоматов в Субботу, раввины предыдущих поколений не опасались "марит-айн",
потому что на автомате не написано, кому он принадлежит. Но с веб-сайтом дело
хуже: обычно название интернет-магазина сразу бросается в глаза покупателю, и
не составляет большого труда выяснить, кому он принадлежит.
Но и в случае если сайт ничем не выдает своей принадлежности
еврею, остается последняя проблема - пренебрежение Субботой, превращение ее в
будний день. Пусть сам еврей не работает в Субботу, но если бизнес его
постоянно работает 7 дней в неделю, грань между Субботой и буднями в сознании
людей постепенно стирается. Поэтому некоторые ведущие авторитеты нашего времени
высказывались против электронной торговли по Субботам.
И хотя нельзя сказать, что все раввины единодушны в этом вопросе, лучше все же отключать
веб-сайт по Субботам или сдавать его в аренду нееврею.
|