Видео уроки раввина Моше Пантелята по темам ДЕРЕХ АШЕМ (Путь Творца) Рамхаля и Недельные Главы Торы
Облако тегов
ДЕРЕХ АШЕМ

1. Каждый из Израиля должен верить и знать, что есть Сущий, бесконечный и вечный, который создал все существующее, это Бог.
2. Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, и все, что мы знаем о нем, это только то, что Он существует, совершен всеми видами совершенства и невозможно приписать Ему какой бы то ни было недостаток. Эти знания мы получили от наших праотцов и от пророков по традиции, и весь народ постиг их у горы Синай, уяснив там себе их истинность. (Этим знаниям) обучали своих детей поколение за поколением до сего дня, ибо так наказал им Моше: "Чтобы ты не забыл того, что видели глаза твои... и передай сыновьям твоим... (Дварим 4:9).
Однако и исследование методом доказательств подтвердит эти факты. Их истинность может быть доказана с помощью изучения действительности, воспринимаемой нами.
Из естественных наук: геометрии, астрономии и других можно почерпнуть правдивые факты, подтверждающие истинность нашей традиции... Не станем углубляться в этот вопрос, а предложим читателю основы в том виде, в котором их донесла до нас традиция, широко известная всему еврейскому народу.
3. Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
4. Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
5. Нужно знать еще, что этот Сущий - абсолютно простое бытие, исключающее множество или деление на составные части, и все совершенства находятся в Нем в простой форме. Поясним: человек обладает различными силами души, каждая из них сама по себе. Память - это одна сила, воля - другая, воображение - третья, и ни одна из этих сил не входит в рамки другой. Ибо память - нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. Однако Всевышний не обладает отдельными силами, хотя Ему присуще то, что в нас представляется отдельными силами: Он мудр, Он силен, Он обладает всеми совершенствами, однако Его бытие остается простым и неделимым, содержащим в себе все совершенства. Совершенство присуще Ему не как нечто добавочное к Его сути, а по самой Своей сути, потому что невозможно представить Его без всех совершенств.
Уроки по ДЕРЕХ АШЕМ

Курсы по изучению основ алахи в вопросах, связанных с бизнесом
Здесь представлены первые уроки по темам раздела "Тора и бизнес", записи всех уроков на форуме

Рубрика ТОРА И БИЗНЕС - статьи, вопросы и ответы
1. Обман в торговле

ТОРА и бизнес "Обман в торговле" 8 уроков на форуме
2. 1/6 часть в торговле

ТОРА и бизнес "1/6 часть в торговле" 3 урока на форуме
3. Время ликвидации сделки

ТОРА и бизнес "Время ликвидации сделки" 2 урока на форуме
4. Отказ от претензий

ТОРА и бизнес "Отказ от претензий" 3 урока на форуме
Главная » Статьи » Тора и бизнес

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В СУББОТУ

С точки зрения алахи, интернет-магазины во многом напоминают торговые автоматы. С одной стороны, они предназначены для того, чтобы работать  24 часа в сутки, 7 дней в неделю. С другой стороны, хозяин веб-сайта, подобно хозяину торгового автомата, не совершает в Субботу никаких действий, а сидит за субботним столом, ест чолнт и распевает субботние песни - все происходит автоматически. Поэтому в нашем разборе мы будем полагаться на предыдущую статью, в которой рассмотрели алахические аспекты работы торговых автоматов в Субботу.

Начнем с вопроса о "субботней плате", которую нельзя получать за работу или предоставляемые услуги, даже если в Субботу не совершаются никакие действия. Работа веб-сайта, который предоставляет платные услуги, например информацию, с этой точки зрения проблематична, ибо клиент платит деньги за услуги, предоставляемые в Субботу. Но заказывая товары в интернет-магазине, покупатели платят за товар, а не за услуги, так что "субботней платы" в таком случае нет.

Теперь рассмотрим работу интернет-магазина с точки зрения запрета на торговлю и приобретение вещей или денег в Субботу. На первый взгляд, проблема серьезная, ведь клиент приобретает заказанный им товар, а хозяин веб-сайта - деньги (и тот факт, что клиент, скорее всего, нееврей, не меняет дела: торговать нельзя ни с кем, без различия национальности, вероисповедания пола и цвета кожи покупателя). С другой стороны, хозяин веб-сайта не делает в Субботу никакого действия, которое можно было бы характеризовать как торговлю, все происходит автоматически. Все же, как указывалось в предыдущей статье, многие авторитеты запрещают даже такое "пассивное" приобретение денег.

Однако было ли на самом деле приобретение в Субботу? Здесь мы касаемся серьезного юридического вопроса о том, состоялась ли сделка, заключенная с помощью интернета, и если нет - то и запрет на торговлю не был нарушен. С точки зрения алахи, для того чтобы сделка состоялась, недостаточно договориться или даже обязаться. Бесповоротной сделка становится с того момента, как покупатель и продавец совершили "киньян", то есть оговоренное в алахе действие, выражающее их окончательное желание совершить куплю-продажу. По отношению к недвижимости таким актом является выплата денег или подписание договора о продаже, по отношению к  движимым вещам, это акт "мешиха", когда покупатель тянет к себе (или поднимает) приобретаемую вещь. В случае с заказом товара по интернету не происходит ни того, ни другого: покупатель только помечает в каталоге  на веб-сайте желаемый товар, но получит он его не сразу, в лучшем случае, через пару дней. Да продавец и денег не получает[1] в момент оформления заказа. Покупатель записывает на сайте номер своей кредитной карточки, а деньги на счет продавца кредитная компания, выдавшая карточку,  перечислит только через несколько дней.[2] Таким образом, торговля по интернету больше походит на оформление заказов, когда сделка реализуется только по получению покупателем товара или по перечислению денег продавцу - и если так, то при оформлении заказа в Субботу запрет на торговлю не нарушается!

Все же, в ряде статей, опубликованных в последнее время, высказывается мнение, что сделки, заключенные с помощью интернета, действительны. В качестве доказательства приводится закон, согласно которому любая принятая в данном обществе форма заключения сделки обязывает, наравне с теми, которые упомянуты в Талмуде. Так, например, сделки, заключаемые по телефону между членами алмазной биржи, считаются состоявшимися, если переговоры закончились условными словами: "мазаль уврохо", а еще в древности, когда торговец пописывал своим именем бочку вина на оптовом рынке, считалось, что вино куплено окончательно и бесповоротно, несмотря на то что бочка оставалась на складе оптовика длительное время[3]. Аналогично можно сказать про сделку, заключаемую в интернете. В последнее время электронная коммерция широко распространена, на сегодняшний день, это, безусловно, принятая форма заключения сделки. Более того, в соответствии с законодательством ряда стран, ни продавец, ни покупатель не могут отказаться от сделки только на основании того, что она была заключена электронным способом. А закон - есть закон даже для евреев. Таким образом, покупку, сделанную в интернет-магазине, можно считать состоявшейся, и если она была сделана в Субботу, то еврей, хозяин веб-сайта, нарушает запрет мудрецов на торговлю в Шабат.

В предыдущей статье, посвященной торговым автоматам, мы упомянули, что можно "обойти" запрет на торговлю в Субботу, воспользовавшись разрешением рава Ицхака Вайса, автора сборника респонсов "Минхат Ицхак"[4]. Вполне возможно, что оно подходит и для электронной коммерции. Суть разрешения в том, чтобы хозяин интернет-магазина сказал до наступления Субботы, что еще с пятницы он передает свой товар во владение всякого, кто осуществит "электронный платеж". Таким образом, условие сделки (запись номера кредитной карточки на веб-сайте) выполняется в Субботу, но сама сделка вступает в силу ретроактивно в пятницу. Так что по сути дела, интернет-магазин ничего не продает в Субботу. С деньгами положение еще лучше, потому что хозяин веб-сайта не получает их в Субботу; пройдет немало времени, пока кредитная компания перечислит деньги на его счет. Так что можно сказать, что в Субботу не происходит ни продажи, ни приобретения денег, и запрет на торговлю не нарушается.

Перейдем к следующей проблеме - к запрету совершать действия, могущие привести других людей к нарушению закона. В книге рава Нойверта "Шмират Шабат Кеилхата" сказано, что там, где большинство покупателей - неевреи, можно не выключать на Субботу торговые автоматы[5], не опасаясь, что среди клиентов могут оказаться и евреи, которые настолько "слепы", что не видят ничего плохого в совершении покупок в Субботу. То же самое можно сказать по поводу веб-сайтов, большинство посетителей которых - неевреи.

Рассмотрим еще один аспект проблемы. Известно, что мудрецы запретили пользоваться плодами труда нееврея, который сделал какую-то работу для еврея в Субботу. Например, если нееврей нагрел для нас воду в бойлере, использовать ее можно только на Исходе Субботы, да и то только по прошествии времени, которое необходимо для нагрева. Не исключено, что в случае со сделанным заказом ситуация сложнее. Бойлер можно заново нагреть по окончании Субботы, на это уходит полчаса. Принимая душ через полчаса после окончания Субботы, я не получаю выгоду от субботней работы, ведь я сам мог бы включить бойлер на Исходе Субботы, и через полчаса вода бы согрелась. Но заказ уже сделан, зафиксирован на веб-сайте, и сделать его заново нет возможности. Получается, что зарабатывая деньги на этом заказе, хозяин интернет-магазина получает выгоду от работы, которую сделал клиент в Субботу[6].

С другой стороны, запрещено только прямое использование плодов субботней работы, т.е. в нашем примере, принятие душа. Но косвенная польза разрешена. Теоритически я мог бы продавать нагретую воду - если бы нашел покупателей - или взимать плату с соседей за пользование горячим душем (если у них нет горячей воды). Быть может, и в случае с заказом мы имеем дело с косвенной пользой, которую извлечем, продав клиенту заказанный товар. Но эта аналогия не очевидна. Продавая горячую воду, я получаю косвенную пользу от нагрева, но от заказа нет другой выгоды, кроме прибыли от его выполнения - не исключено, что такая выгода считается прямой.

Есть еще одно соображение в сторону разрешения: мудрецы запретили пользоваться плодами труда нееврея, который сделал какую-то работу для еврея, но в нашем случае, заказывая товар, клиент прежде всего думал о своей пользе, хотя конечно понимал, что хозяин интернет-магазина заработает на нем. Все же, есть и другая сторона медали: в ряде случаев продажа товара рассматривается в алахе как действие на пользу продавца, в особенности, если товар "залежалый".

Даже если мы придем к выводу, что запреты на торговлю в Субботу и на пользование плодами труда нееврея не нарушаются, остается серьезная проблема "марит-айн", (запрет на действия, способные навести других людей на мысль, что мы нарушаем закон). Разрешая работу торговых автоматов в Субботу, раввины предыдущих поколений не опасались "марит-айн", потому что на автомате не написано, кому он принадлежит. Но с веб-сайтом дело хуже: обычно название интернет-магазина сразу бросается в глаза покупателю, и не составляет большого труда выяснить, кому он принадлежит[7].

Но и в случае если сайт ничем не выдает своей принадлежности еврею, остается последняя проблема - пренебрежение Субботой, превращение ее в будний день. Пусть сам еврей не работает в Субботу, но если бизнес его постоянно работает 7 дней в неделю, грань между Субботой и буднями в сознании людей постепенно стирается. Поэтому некоторые ведущие авторитеты нашего времени[8] высказывались против электронной торговли по Субботам[9]. И хотя нельзя сказать, что все раввины единодушны в этом вопросе, лучше все же отключать веб-сайт по Субботам или сдавать его в аренду нееврею.

 



[1] ויש לעיין האם בזה שחכ' תקנו קנין משיכה למטלטלין, עקרו קנין כסף או לא. והנה הרמב"ם בהלכות תרומות פ"ט, ה"י כתב: "יראה לי שאם מכר הכהן פרתו לישראל ולקח הדמים אף על פי שעדיין לא משך הלוקח ה"ז אסור להאכילה תרומה שדין תורה מעות קונות" - א"כ לחומרא גם היום מעות קונות. אבל הגרעק"א בחידושיו לב"מ דף מ"ח ע"א הסתפק אליבא דרש"י שמא עקרו לקנין מעות לגמרי ומי ששלם כסף על חפץ טרם משך אותו אינו יכול לקדש בו אשה כלל.

[2] אמנם בזה י"ל שרמ"א פסק בשו"ע חו"מ סי' קצ"ח, ס"ה: "אם התנו בהדיא דמעות יקנו, קנו", וכתב בפתחי תשובה שם סע"ק ז'

דאע"ג דהש"ך כתב דדין זה לא נהירא לו, בספר נתיבות המשפט [משה"כ סקי"ז] כתב שגם דעת בעל נתיבות המשפט כרמ"א, וכן הסכים גם בספר קצוה"ח סק"ג. ולדעת הרב דוד ליכטנשטיין בקונטרס אינטרנט בהלכה, ה"ה בקניה בכרטיס אשראי, שיש הסכמת הסוחרים להקנות מיד למי שהעביר את כרטיס אשרי שלו דסומכים דעתם על התחייבות חברת האשראי והוי כאילו התנו עיי"ש.

[3] במס' בבא מציעא ע"ד, ע"א גרסינן: "אמר רב פפי משמיה דרבא האי סיטומתא קניא וכו', והלכתא לקבולי עליה מי שפרע ובאתרא דנהיגו למקני ממש קנו", ופרש"י: "חותם שרושמין החנונים על החביות של יין, שלוקחין הרבה ביחד ומניחין אותו באוצר הבעלים, ומוליכין אותן אחת אחת למכור לחנות, ורושמין אותם לדעת שכל הרשומות נמכרות". וכ"פ בשו"ע חו"מ סי' ר"א, ס"א: "ואם מנהג המדינה הוא שיקנה הרושם קנין גמור, נקנה המקח ואין אחד מהם יכול לחזור בו, וחייב זה ליתן הדמים".

[4] שו"ת מנחת יצחק חלק ג סימן לד: "הרי יש עצה בנדון דידן, שיאמר בפי' קודם שבת, שמי שיבוא לידו החפץ מהכלי בשבת, יחול הקנין עוד מקודם שבת, וכגוונא דאיתא (במס' סוכה מ"ב ע"ב), דכל מי שהגיע לולבו בידו הרי הוא לו במתנה"

[5] ובהערה ע' שם הביא שמועה בשם הגרש"ז אויערבאך זצ"ל: "דאף דאסור ליתן מכשול ברחוב אף שרובם נכרים, וגם אסור למכור לנכרי בגד שאבד בו שעטנז, משום חששא שמא ימכרנו ליהודי, ואסור אף בעיר שרובה נכרים, מ"מ שאני התם שהבגד עצמו הוא גוף האיסור. משא"כ בנדון דידן, הרי זה דומה לפרה חורשת בשביעית, דקי"ל כבית הלל (שביעית ה,ח) שמותר למכור ליהודי חשוד, משום טעמא דאיכא למיתלי, ע"ש. ולפ"ז נראה דבנדון דידן מותר גם אם המשתמשים במיתקן הם יהודים, כי יש לתלות שלא ישתמשו במיתקנים אלו בשבת קודש, אלא רק לפני ואחרי שבת קודש", וכ"כ בשמו גם בספר שולחן שלמה.

[6] סברא זו הביא הרב דוד ליכטנשטיין בקונטרס אינטרנט בהלכה, פ"ט בשם הגרש"ז אויערבאך זצ"ל.

[7] בשו"ת חלקת יעקב (אורח חיים סימן ע) כתב: "אם נזלזל בקדושת שבת בההיתרים של הטעכניק משום שהכל נעשה מעצמו, יוצמח מזה חילול שבת גדול, שאדם בשבתו בביהמ"ד או על שלחנו של סעודת שבת ומנגן זמירות לכבוד שבת, ועסקו או משרדו עובד בשבת עבורו כבימות החול, ומסופקני אם זה אינו דומה להא דרמב"ן בפ' אמור דמקח וממכר הנעשה בקביעות, אף בדברים שאינן של מלאכה אסור מן התורה, הביאו החת"ס סי' קצ"ה בהשמטות, ואף דבאמת חילוק גדול יש, דהרמב"ן מיירי כשהאדם טורח עצמו ביום השבת בעבדות וטירחה, לא כן כשהאדם אינו עושה כלום רק הכל נעשה על ידי המכונה של קודם יום השבת, מ"מ העובדה בעצמה שהעסק שלו עובד בפרהסיא בשבת במקח וממכר עבורו, זה כבר אינו שבתון. ובכל אופן מעובדין דחול או מראית עין בפני ע"ה שלא ידעו דיני התורה לא יצאנו, וגם זכור את יום השבת לקדשו שלא יהא מעשיך בשבת כבחול ג"כ לא נתקיים בעובדות כאלו, ול"ד לההיתר דאוטומט העומד בקרית חצות בלי שם ובלי בעלות שלא נודע למי הוא שייך, אחרת היא, כשאדם עושה דברים כאלו בביתו וברשותו".

[8] וז"ל שו"ת שבט הלוי (חלק י סימן נז): "ברור דכל העסק הזה הוא עסק של איסור, וכו', שיהודי הזה העמיד עסק כזה שלוקח ומוכר בשבת ללקוחות שלו באופן תמידי ועסק שלו דהיינו חנות שלו פתוח שבעה ימים בשבוע במו"מ שלו, ומה שכ' כ"ת שהמשרד שלו סגור בשבת מה יתן ומה יוסיף וכי על המשרד דנים, על המסחר שלו דנים שהוא הקומפיוטר אשר הוא פתוח לעבוד שבת וחול ועל ידו קונה ומוכר. וכבר כתבתי בכמה מקומות בעניי כי אלה שמעמידים מכונות כביסה במקומות חפשים ובאים בני"א ומכבסים בהם הכל לדעתם, והיהודי הזה עושה מסחרו בקביעות שבת וחול בשוה שיש בזה חילול שבת מדרבנן עכ"פ, וכן לענין שאר המצאות של היום שאפשר להפעיל כידוע בתי חרושת שלמים שעובדים מעצמם כאשר עיני ראו, ועושים שבת כחול אשר אין לך זלזול שבת מדרבנן גדול מזה, ואם נמצא במקצת אחרונים צדדי היתר לזה וכיו"ב אין דעתי העני' נוחה בדבריהם לפתוח חנות שבת יום טוב וחול אם עובד מעצמו, ובמקרה דידן נקרא חנות פתוחה לקנות ולמכור וכו', ואם שעת הדחק הוא אין עצה אלא מש"כ כב' בסו"ד שישראל ישכיר הקומפיוטר בשבת לגוי והגוי יתן בתור שכירות חלק מהרווח לישראל וגם זה אינו משנת חסידים, רק במקום הפסד".

[9] במאמרים שונים הוזכר גם מכתב החתום ע"י הגרי"ש אלישיב זצ"ל ויבלחט''א הגר"ח קנייבסקי, אך לא ראיתי תוכן המכתב.

Категория: Тора и бизнес | Добавил: most129 (14.12.2012)
Просмотров: 503 | Теги: электронная коммерция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Глава коллеля ПРИ ИЦХАК


Раввин Моше Пантелят

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Дерех АШЕМ

Раби Моше Хаим Луцатто "Путь ТВОРЦА" Видео уроки
ПИРКЕЙ АВОТ

Масехет ПИРКЕЙ АВОТ с углублёнными комментариями 10 уроков на форуме
Воспитание детей

По сборнику статей р. Шалома-Ноаха Березовского "НЕТИВОТ ШАЛОМ" 11 уроков на форуме
Великое искусство возвращения домой

После второй мировой войны многие американцы переселились из городов в собственные дома в пригородах. А на работу как попадать? Машиной, поездом или электричкой. Одна американская железнодорожная компания так рекламировала поездки на своих поездах: «Люди, которые пользуются нашими поездами привозят в свой дом счастье!». Видите, как все просто! Только возвращайтесь домой на наших поездах и мы вам гарантируем семейное счастье! Вроде как билет на наш экспресс это билет в счастливую жизнь. Трудно поверить. Неужели все так просто? Что авторы рекламы имели ввиду? Читать дальше...

Давайте спросим у детей

Давайте спросим у детей, что им хорошо, что им нравиться? Сладости, доступ к интернету или прогулки до поздней ночи? Что детям нужно от нас, взрослых? Когда-то мне пришлось прослушать курс лекции одного именитого раввина о воспитании детей. Его взгляд вызывал в аудитории недоуменный смех. То, что нам советовал раввин, казалось неуместным. Более того, даже нелепым. Был приведен такой пример. Если пришел ребёнок с порванной штаниной. Что вы будете делать? Ну, большинство из вас? Правильно, ругать виновника события за бестолковость. За разгильдяйство. За неряшливость. За порванные штаны или за разбитый нос… Словом есть за что! Вы заметили, что жизнь так устроена, что поругать всегда есть за что? Читать дальше...

Рав Цви Каплан "Строгие родители"

Ко мне обратились с предложением написать статью о строгих родителях. Сразу вспомнился один случай. Мой знакомый посетовал, что не смог прийти в нужное время, потому что его сын, которого он должен был по дороге завести в детский сад шел очень медленно. Узнав возраст ребенка, а ему оказалось чуть больше трех лет, я поинтересовался, а почему бы не взять такого малыша на руки и не отнести в садик. «Нельзя его баловать, жизнь тяжелая штука. Пусть привыкает к трудностям жизни!» – был ответ. И поэтому трехлетний малыш плелся за папой, который очень спешил на важную встречу. Ребенок с трудом успевал за папиным большим шагом. Привыкая к трудностям жизни. Читать дальше...